ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА «НАДЕЖДА ПОСЛЕДНЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ» (к 225-летию со дня рождения французского поэта Альфреда де Виньи)

Альфред Виктор де Виньи, или граф де Виньи, (27.03.1797 ‒ 17.09.1863) ‒ французский поэт, драматург, крупнейший представитель французского романтизма. Де Виньи был последним представителем старинного аристократического рода, совершенно обедневшего к началу 19 века. Самым большим, если не единственным, достоянием семейства Виньи оставались традиции дворянской чести, верности королю и воинской доблести, а также память о предках.

Первое произведение Альфреда де Виньи датируется 1816 годом (трагедия о римском императоре IV в. н.э. Юлиане). Известность и признание приходят к Виньи благодаря выходу сразу двух книг: сборника «Стихотворения на античные и современные сюжеты» и исторического романа «Сен-Мар». Современники восприняли автора этих произведений как поборника новой литературы романтизма.

Особый успех выпал двум поэмам Виньи: «Моисей» и «Элоа». В первой из них образ библейского Моисея использован как символ человека выдающейся судьбы, обреченного на трагическое одиночество. Второй лейтмотив поэмы ‒ жестокосердие Создателя, который суров даже к мольбам своего избранника: он посылает Моисею смерть на пороге земли обетованной, ступить на которую герою не суждено, хотя он и привел к ней свой народ. Сомнение в том, что Создатель является добрым заступником и покровителем человека, лежит в основе религиозного скептицизма де Виньи и звучит в его ранних произведениях.

Фрагмент из поэмы Альфреда де Виньи «Моисей»

Еще большей степени известности автора способствует исторический роман «Сен-Мар, или Заговор в эпоху Людовика XIII». Сюжет строится на канве реального исторического события 1642 года ‒ неудачного заговора против кардинала Ришелье. Особое внимание Виньи уделяет изображению нравов того общества, которому принадлежат его герои.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - sen-mar.jpg

Важной вехой в жизни и творчестве Альфреда де Виньи стала Июльская революция 1830 года. Поэт был готов по зову короля выступить на защиту трона, но, узнав о бегстве Карла X, приходит к выводу, долг верности является не более чем «тягостным политическим суеверием». Поэт не желает иметь ничего общего с корыстной суетой, которой охвачено «царство лавочников», утвердившееся во Франции. Он относит себя к числу избранных «аристократов духа»: это люди искусства, устремленные к высокому. В отличие от старой «аристократии крови» и новой «аристократии богатства» они бескорыстны и аполитичны ‒ в этом их духовная сила и величие.

Вокруг Альфреда де Виньи собираются писатели и поэты, которые видят в нем своего лидера, мэтра. Гостиная его скромной квартиры превращается в литературный салон, его посещают А. де Мюссе, О. Барбье, Г. Берлиоз, О. де Бальзак, Г. Гейне, Ч. Альфьери, Ф. Лист, Ш. Бодлер. В 1845 году Виньи становится членом Французской академии.

Публикации его произведений становятся редкими и приходятся, главным образом, на 40-е годы ‒ это поэмы «Дикарка», «Смерть волка», «Флейта», «Масличная гора», «Дом пастуха». Ряд поэм («Гнев Самсона», «Ванда», «Судьбы», «Прорицатели», «Чистый дух») увидят свет только после смерти поэта.

От поэмы к поэме автор последовательно обращается к разным аспектам земной судьбы человечества. Главная цель истории видится ему как победа над варварством, восхождение народов по ступеням цивилизации. Альфред де Виньи не оставляет без внимания и политический аспект исторической эволюции. В «Ванде» он касается проблем монархической власти, в «Прорицателях» говорит о парламентском комедиантстве и о «зыбучих песках конституций». Принципиально важным Виньи представляется вопрос об отношении человека к природе (поэма «Дом пастуха»).

Разуверившись во всем, писатель связывает свои мысли и надежды только с человеком как личностью. Эпилогом всего творчества Альфреда де Виньи стали поэмы «Неволя и величие солдата» и «Чистый дух», в которых резюмируются представления французского поэта об идеальном нравственном сознании и высшей творческой способности человека.

Список литературы:

  1. Виньи, Альфред де. Избранное / Альфред де Виньи ; [перевод с фр. Ю.Б. Корнева; сост. и предисл. А.В. Карельского; примеч. Э.В. Венгеровой, М.В. Добродеевой]. — Москва : Искусство, 1987. — 603, [2] с.
  2. Виньи, Альфред де. Камышовая трость : книга для чтения на факультете иностранных языков педагогических институтов / А. де Виньи ; обработка, вступительная статья и коммент. В.И. Павловой. — Москва ; Ленинград :  Просвещение, 1967. — 68 с.
  3. Карельский, А.В. /Альфред де Виньи / Авторский сборник. — Москва: Искусство, 1987.- С. 608.
  4. Поэзия Франции : Век XIX : Перевод с     французского / [сост. и вступ. ст. С. Великовского ; коммент. Ю. Гинзбург]. — Москва : Художественная литература, 1985. — 464 с.
  5. Рог : из французской лирики в переводах Ю. Корнеева / [ред. А.Г. Казакова ; худож. В.Б. Мартусевич]. — Ленинград : Лениздат, 1989. — 254, [1] с.
  6. Соколова, Т.В. Философская поэзия А. де Виньи / Т.В. Соколова. — Ленинград : Издательство ЛГУ, 1981. — 174 с.

ПОДГОТОВИЛА БЕЛЕНКО М.А.

Использованы материалы сайтов: https://www.spiritwarrior.ru/read_chapters/alfred_vigny_blog.html; https://proza.ru/2017/07/23/1272. Фотографии взяты из открытых источников ТКС «Интернет».