ПОЭТИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ «БОЛЬ ЧУТКОЙ И НЕЖНОЙ ДУШИ» (к 180-летию со дня рождения французского поэта Поля Верлена)

«Живет и правит во вселенной
Не зло, не ненависть, а воля доброты»
.

(Поль Верлен)

29 марта 2024 года в секторе литературы на иностранных языках Абонемента Центральной городской библиотеки имени М. Горького был представлен поэтический альманах «Боль чуткой и нежной души». Мероприятие было посвящено 180-летию со дня рождения французского поэта Поля Верлена. Литературная беседа «Принц поэтов» сопровождалась прочтением самых известных стихотворений П. Верлена на французском и русском языках. Также читатели ознакомились с произведениями писателя из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС.

Поль Мари Верлен (30.03.1844 ‒ 08.01.1896) является одним из основоположников символизма и импрессионизма во французской и  мировой поэзии. Бурная жизнь Верлена позволила создать ему много замечательных стихотворных произведений. Поэт начинал с традиций Парнасской школы (литературное движение по названию горы Парнас из греческой мифологии). Творчество Поля Верлена отличают образность лирики, ирония, музыкальность слога, психологические параллелизмы. На русский язык французского лирика переводили Валерий Брюсов, Леонид Пастернак, Георгий Шенгели, Ариадна Эфрон.

Детские годы Верлен считал лучшим временем своей жизни. Из-за службы отца семья часто переезжала. Поль к семи годам успел объехать весь юг Франции: полюбоваться буйной рекой Рона, испугаться процессии «кающихся» в Монпелье, отпраздновать провозглашение республики в городке Ниме и впервые спеть гимн французского народа ‒ «Марсельезу».

П. Верлен в юности

В 1851 году семья Верлен перебралась в одно из предместий Парижа. «По правде говоря, первыми моими впечатлениями от Парижа были уродство, грязь и сырость. И затхлая атмосфера, ведь ноздри мои привыкли к сильным и простым запахам лотарингского востока, к целебным ветрам города в виде шахматной доски», ‒ писал он. Но уже скоро мальчик понял, что и в таком большом городе есть место солнечным бульварам и улыбчивым прохожим.

Париж во второй половине 19 века

Однако юного Поля окружающая действительность не интересовала, он витал в грезах. Чтобы выразить чувства, стал писать стихи, такие же мрачные, как и его мироощущение. Поэзия стала единственным способом рассказать о желании сбежать из этой жизни в другую, более справедливую, туда, где возможно счастье. Первым произведением, которое начинающий поэт осмелился отправить своему кумиру Виктору Гюго, была поэма «Смерть».

Юношу всё чаще видели среди других начинающих литераторов в кафе Латинского квартала. Поль читал свои ранние стихи товарищам по Парнасской школе ‒ Вилье де Лиль-Адану, Анатолю Франсу, Стефану Малларме. Именно в это время Верлен понимает, что хочет связать жизнь с поэзией.

Группа французских парнасцев

На него сильно влияли «суровая насыщенность» бодлеровских «Цветов зла» Шарля Бодлера и романтизм «Филомелы» Альбера Глатиньи. В 1863 году в журнале «Обозрение прогресса» был опубликован первый верленовский сонет «Господин Прюдом» о дельце-семьянине, который пытается удачно выдать дочь замуж.

Далее выходят сборники стихов ‒ «Изысканные праздники» и «Сатурничные поэзии». Широкая публика их не заметила, зато от профессионального сообщества Поль получил одобрение. Жизнь Поля Верлена кардинально меняется, когда начинающий поэт Артюр Рембо присылает своему кумиру стихотворения. Тот приходит в восторг и даже приглашает юношу в Париж, где они оставляют за собой скандальный шлейф.

Одна из ссор Верлена с Рембо закончилась стрельбой, за что Поль провел два года в тюремном заключении. Из тюрьмы 33-летнего поэта дождалась только старушка-мать. Жена подала на развод и начала писать мемуары о жизни с «тираном». В последние десятилетия жизни Верлен выпустил множество поэтических сборников, серию статей «Прóклятые поэты» о других литераторах (Тристане Корбьере, Стефане Малларме и Артюре Рембо). Его начали чтить как одного из основателей символизма и импрессионизма в литературе и в 1894 году даже избрали «принцем поэтов».

Поль Верлен скончался в 1896 году от воспаления легких в возрасте пятидесяти одного года. Его похоронили за государственные счет ‒ несмотря на многочисленные публикации, поэт бедствовал. Проводить французского классика пришли тысячи человек.

Поль Верлен «Целует клавиши прелестная рука» (Paul Verlaine. Le piano que baise une main frêle)

Le piano que baise une main frêle
Luit dans le soir rose et gris vaguement,
Tandis qu’un très léger bruit d’aile
Un air bien vieux, bien faible et bien charmant
Rôde discret, épeuré quasiment,
Par le boudoir longtemps parfumé d’Elle.
Qu’est-ce que c’est que ce berceau soudain
Qui lentement dorlote mon pauvre être ?
Que voudrais-tu de moi, doux Chant badin ?
Qu’as-tu voulu, fin refrain incertain
Qui vas tantôt mourir vers la fenêtre
Ouverte un peu sur le petit jardin ?

Целует клавиши прелестная рука;
И в сером сумраке, немного розоватом,
Они блестят; напев, на крыльях мотылька
(О, песня милая, любимая когда-то!),
Плывет застенчиво, испуганно слегка. —
И все полно ее пьянящим ароматом,
И вот я чувствую, как будто колыбель
Баюкает мой дух, усталый и скорбящий.
Что хочешь от меня, ты, песни нежный хмель»
И ты, ее припев, неясный и манящий
Ты, замирающий, как дальняя свирель,
В окне, растворенном на сад вечерний, спящий?
(Перевод В. Брюсова)

СПИСОК ИЗДАНИЙ (из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС):

  1. Верлен П. Грустные пейзажи. — Москва : Комсомольская правда ; Санкт-Петербург : Амфора, 2012. — 239 с.
  2. Верлен П. Избранная лирика. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2011. — 312 с.
  3. Верлен П. Исповедь. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2009. — 476 с.
  4. Верлен П. Стихотворения. — Москва : Прогресс, 1977. — 315 с.
  5. Фиртич Г.И. Вокальный цикл : на стихи П. Верлена. — Ленинград : Советский композитор, 1988. — 46 с.

ПОДГОТОВИЛА ГЕРМАН М.В.

(Использованы иллюстрации из открытых источников ТКС «Интернет»)