ГРОМКИЕ ЧТЕНИЯ «НАДО ЗНАТЬ, ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЕШЬ» (к 156-летию со дня рождения русского писателя А.М. Горького и 125-летию публикации романа «Фома Гордеев»)

«Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь не доступное тебе…
Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху…»
.

Максим Горький (урожденный Алексей Максимович Пешков) ‒ один из самых известных в мире русских писателей и мыслителей. Об этом свидетельствуют тиражи его книг, огромное число переводов произведений писателя на главные языки мира и пятикратное номинирование на Нобелевскую премию по литературе.

26 марта 2024 года в секторе литературы на иностранных языках Абонемента Центральной городской библиотеки имени М. Горького прошли громкие чтения «Надо знать, для чего живешь». Мероприятие было приурочено к 156-летию со дня рождения Максима Горького и 125-летию первой публикации романа «Фома Гордеев».

Для читателей была подготовлена иллюстрированная беседа «Я правдивый голос жизни». Мероприятие сопровождалось прочтением отрывков из романа  «Фома Гордеев». Также были представлены произведения А.М. Горького на русском и иностранных языках из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС.

«Фома Гордеев» ‒ первый роман Максима Горького, увидевший свет в 1899 году в журнале «Жизнь». Роман сразу же получил признание как у читателей, так и у прогрессивной критики. Первые переводы книги на основные европейские языки появились уже в 1901 году.

Основу произведения составляют наблюдения писателя над бытом русского купечества. В центре романа три образа: Игнат Гордеев, Яков Маякин и Фома Гордеев. Они связаны семейными узами и общим делом. Отец Фомы в романе – Игнат Гордеев – умный, волевой, «не задумывающийся над выбором средств, не знающий закона, кроме своего желания». Писатель показывает силу его внутреннего и внешнего облика: «В мощной фигуре было много русской, здоровой и грубой красоты; от его плавных движений и неторопливой походки веяло сознанием силы».

В своей книге Горький создаёт новый в литературе образ капиталиста – купца Якова Маякина. «Мы, купцы, торговые люди, веками Россию на своих плечах несли и теперь несём… Ходу нам дайте!». Обучая Фому «политике жизни», Маякин говорит: «…у каждого человеческого дела два лица, Фома. Одно на виду у всех – это фальшивое, другое спрятано – оно-то и есть настоящее».

Писатель романтизирует образ Фомы, который олицетворяет процесс «выламывания», когда дети купцов не хотят продолжать дело родителей. В герое растёт чувство отторжения к окружающей среде, в которой только деньги определяют цену человека, а дружба, честь, любовь становятся предметом купли-продажи. Он не находит дела по душе и ищет забвения в кутежах.

Протест Фомы Гордеева завершается бунтом на пароходе, где собирается всё знатное купечество. Герой чувствует себя среди ненавистных ему стяжателей чужим и лишним. Фома не сдерживается и уличает каждого из присутствующих купцов в преступлениях: «…Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму…  Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали… Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Погибает человек!».

Фому хватают и связывают. Беспомощный, он вспоминает о том, как в детстве рассказывал отцу о слепой сове, которая билась о стены, а отец ему отвечал: «Вот так и человек: иной мечется, мечется, изобьётся, измучится и бросится куда попало…». Купцы отправляют героя в сумасшедший дом. Почему в жизни процветают Маякины, а Фома оказывается униженным и осмеянным безумцем? Об этом роман заставляет задуматься, готовых ответов Максим Горький не даёт.

А.М. ГОРЬКИЙ «ФОМА ГОРДЕЕВ» (фрагмент из романа)

[…] Пришла весна – и, исполняя свое обещание, Игнат взял сына с собой на пароход, и вот пред Фомой развернулась новая жизнь. Быстро несется вниз по течению красивый и сильный «Ермак», буксирный пароход купца Гордеева, и по оба бока его медленно движутся навстречу ему берега Волги, – левый, весь облитый солнцем, стелется вплоть до края небес, как пышный зеленый ковер, а правый взмахнул к небу кручи свои, поросшие лесом, и замер в суровом покое.

Между ними величаво простерлась широкогрудая река, бесшумно, торжественно и неторопливо текут ее воды; горный берег отражается в них черной тенью, а с левой стороны ее украшают золотом и зеленым бархатом песчаные каймы отмелей, широкие луга. То тут, то там, по горе и в лугах, являются селенья, солнце сверкает на стеклах окон изб и на парче соломенных крыш, сияют, в зелени деревьев, кресты церквей, лениво кружатся в воздухе серые крылья мельниц, дым из трубы завода вьется в небо. Толпы ребятишек в синих, красных и белых рубашках, стоя на берегу, провожают громкими криками пароход, разбудивший тишину на реке, из-под колес его к ногам детей бегут веселые волны. Вот куча ребят уселась в лодку, они спешно гребут на средину реки, чтоб покачаться на волнах

[…] Всюду блеск, простор и свобода, весело зелены луга, ласково ясно голубое небо; в спокойном движении воды чуется сдержанная сила, в небе над нею сияет щедрое солнце мая, воздух напоен сладким запахом хвойных деревьев и свежей листвы. А берега всё идут навстречу, лаская глаза и душу своей красотой, и всё новые картины открываются на них.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС):

  1. Горький М. Литературные портреты. – Москва : Молодая гвардия, 1983. – 367 с.
  2. Горький М. Малое собрание сочинений. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2021. – 604 с.
  3. Горький М. Рассказы; Детство; На дне; Фома Гордеев. – Москва : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2010. – 637 с.
  4. Горький М. Фома Гордеев. – Москва : Советская Россия, 1984. – 254 с.
  5. Заика С.В. М. Горький и русская классическая литература конца XIX — начала XX века. – Москва : Наука, 1982. – 144 с.
  6. Шкапа И.С. Семь лет с Горьким. – Москва : Советский писатель, 1990. – 506 с.

ПОДГОТОВИЛА ГЕРМАН М.В.

(Использованы иллюстрации из открытых источников ТКС «Интернет»)