ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ «КРУПНЕЙШИЙ МАСТЕР ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНА» (к 240-летию со дня рождения французского писателя Стендаля)

«Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым» (Стендаль).

Фредерик Стендаль (настоящее имя Анри Мари Бейль) – французский писатель, один из основоположников психологического романа. Свои работы писатель издавал под различными псевдонимами, но самые важные из них подписывал именем Стендаль. Родился 23 января 1783 года в Гренобле в семье адвоката. Воспитанием мальчика занимались его тетя и отец, так как он рано лишился матери. Больше всего он любил своего деда Анри Ганьона. Тот в свою очередь увлекался творчеством просветителей, с которым познакомил своего внука. Стендаль с детства знал работы Гельвеция, Вольтера, Дидро.

Дом-музей Стендаля в Гренобле

Образование мальчик получал в гренобльской школе. Там его особенно увлекали философия, логика, математика и история искусства. В 1799 году он отправился в Париж, где поступил на службу в армию Наполеона. Вскоре юноша был направлен на север Италии. В эту страну он сразу же влюбился и навсегда. В 1802 году он покинул армию, но через три года снова примкнул к ней. В чине военного чиновника он посещал многие страны Европы. Во время этих поездок он записывал все свои наблюдения и размышления в толстые тетради, часть которых не сохранилась.

Стендаль принимал участие в русской кампании Наполеона и был свидетелем Бородинского сражения. После войны он подал в отставку и перебрался в Италию. Именно в этот период он всерьез занялся литературной деятельностью. Его первые произведения были связаны с историей и искусством Италии. В связи с тяжелой политической ситуацией в стране и гонениями республиканцев, он был вынужден покинуть страну и вернуться во Францию. С 1830 года он снова находился в Италии в качестве французского консула.

В 1820-е годы Стендаль всерьез увлекся реализмом. Сначала появился роман «Арманс», затем повесть «Ванина Ванини», а самая знаменитая книга писателя «Красное и черное» вышла в свет в 1830 году. Однако писатель не сразу стал известным и любимым, путь на вершину литературы был долгим и тернистым.

Буквально за пять месяцев до своей кончины он написал в дневнике, что, скорее всего, смерть настигнет его во время прогулки. Так и произошло. В последние годы своей жизни Анри Бейль очень плохо себя чувствовал. Он умер 22 марта 1842 года прямо на улице от аневризмы аорты. Надгробная плита Стендаля, по его просьбе в знак любви к Италии, содержит короткую надпись: «Анри Бейль. Миланец. Жил, писал, любил».

СПИСОК КНИГ СТЕНДАЛЯ (из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС):

  1. Андрие, Рене. Стендаль, или Бал-маскарад : перевод с французского  / Рене Андрие. — Москва : Прогресс, 1985. — 286 с.
  2. Забабурова, Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа / Н.В.  Забабурова. — Ростов-на-Дону : Издательство Ростовского университета, 1982. — 155 с.
  3. Стендаль. Пармская обитель / Стендаль ; [перевод с французского Наталии Немчиновой]. — Санкт-Петербург : Азбука, 2014. — 557 с.
  4. Стендаль. Жизнь Микеланджело : из книги «История живописи в Италии» / Стендаль ; перевод с французского Л. Дороженко. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2013. — 127 с.
  5. Стендаль. Красное и черное / Стендаль ; перевод с французского С. Боброва и М. Богословской. —  Москва : АСТ , 2008. — 556 с.
  6. Стендаль. Малое собрание сочинений / Стендаль ; [перевод с французского Д. Лившиц и др.]. — Санкт-Петербург : Азбука ,2018. — 622 с.
  7. Цвейг, С. Три певца своей жизни : Казанова, Стендаль, Толстой : перевод с немецкого / Цвейг С. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. — 347 с.

ФРАГМЕНТ ИЗ РОМАНА «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ»:

Городок Верьер, пожалуй, один из самых живописных во всем Франш-Конте. Белые домики с островерхими крышами красной черепицы раскинулись по склону холма, где купы мощных каштанов поднимаются из каждой лощинки. Ду бежит в нескольких сотнях шагов пониже городских укреплений; их когда-то выстроили испанцы, но теперь от них остались одни развалины.
С севера Верьер защищает высокая гора – это один из отрогов Юры. Расколотые вершины Верра укрываются снегами с первых же октябрьских заморозков. С горы несется поток; прежде чем впасть в Ду, он пробегает через Верьер и на своем пути приводит в движение множество лесопилок. Эта нехитрая промышленность приносит известный достаток большинству жителей, которые скорее похожи на крестьян, нежели на горожан. Однако не лесопилки обогатили этот городок; производство набивных тканей, так называемых мюлузских набоек, – вот что явилось источником всеобщего благосостояния, которое после падения Наполеона позволило обновить фасады почти что у всех домов в Верьере.
Едва только вы входите в город, как вас оглушает грохот какой-то тяжело ухающей и страшной на вид машины. Двадцать тяжелых молотов обрушиваются с гулом, сотрясающим мостовую; их поднимает колесо, которое приводится в движение горным потоком. Каждый из этих молотов изготовляет ежедневно уж не скажу сколько тысяч гвоздей. Цветущие, хорошенькие девушки занимаются тем, что подставляют под удары этих огромных молотов кусочки железа, которые тут же превращаются в гвозди. Это производство, столь грубое на вид, – одна из тех вещей, которые больше всего поражают путешественника, впервые очутившегося в горах, отделяющих Францию от Гельвеции. Если же попавший в Верьер путешественник полюбопытствует, чья это прекрасная гвоздильная фабрика, которая оглушает прохожих, идущих по Большой улице, ему ответят протяжным говорком: «А-а, фабрика-то – господина мэра».

*** Стоит ему показаться, все шляпы поспешно приподнимаются. Волосы у него с проседью, одет он во все серое. Он кавалер нескольких орденов, у него высокий лоб, орлиный нос, и в общем лицо его не лишено известной правильности черт, и на первый взгляд даже может показаться, что в нем вместе с достоинством провинциального мэра сочетается некоторая приятность, которая иногда еще бывает присуща людям в сорок восемь – пятьдесят лет. Однако очень скоро путешествующий парижанин будет неприятно поражен выражением самодовольства и заносчивости, в которой сквозит какая-то ограниченность, скудость воображения. Чувствуется, что все таланты этого человека сводятся к тому, чтобы заставлять платить себе всякого, кто ему должен, с величайшей аккуратностью, а самому с уплатой своих долгов тянуть как можно дольше.
Таков мэр Верьера, г-н де Реналь.

ПОДГОТОВИЛА ГЕРМАН М.В.

(Использованы материалы сайта https://ria.ru/20160123/1363759371.html?ysclid=lee4xrta5x392869941; иллюстрации взяты из открытых источников ТКС «Интернет»)