ВСТРЕЧА С СОВРЕМЕННЫМ КЛАССИКОМ «ВРЕМЯ НЕВИНОВНЫХ» (к 95-летию со дня рождения немецкого писателя Зигфрида Ленца)

Зигфрид Ленц (Siegfried Lenz, 17.03. 1926 — 07.10.2014) — классик современной немецкой литературы, новеллист, драматург. Писатель входит в плеяду самых известных авторов Германии после окончания Второй мировой войны.

Зигфрид Ленц родился 17 марта 1926 года в Восточной Пруссии, в городе Лик на Мазурских болотах, – сегодня это территория Польши. В семнадцать лет был призван служить на флот. После Второй мировой войны Ленц поступил в Гамбургский университет, где изучал философию и историю литературы. Одним из его основных сочинений является роман «Урок немецкого», опубликованный в 1968 году. В нём Ленц, как и некоторые другие послевоенные авторы (среди которых Генрих Белль и Гюнтер Грасс) — критически разбирает вопрос о народе Германии под властью Гитлера и во время Второй мировой войны.

Роман З. Ленца «Урок немецкого»

Зигфрид Ленц был писателем высоких моральных принципов, посвятивший свою жизнь «преодолению прошлого» – анализу эпохи национал-социализма в Германии. Литература была для Ленца собирательной памятью человечества, он считал себя не кем иным, как хронистом. «Если жизнь проходит в хронологическом порядке, зачем же роману быть другим?» – говорил Ленц. Самым главным в жизни и творчестве Ленц считал наличие в писателе «моральной инстанции».

Главные произведения писателя: «Коршуны в небе», «Хлеба и зрелищ», «Краеведческий музей», «Сын диктатора», «Живой пример», «Наследие Арне», «Минута молчания». Книги Ленца переведены на 30 языков мира, и их общий тираж составляет около 25 миллионов экземпляров.

Роман З. Ленца «Минута молчания»

В этих произведениях писатель пытался переосмыслить нацистское прошлое страны. Он делал это наряду со своими современниками и единомышленниками, Томасом Манном, Гюнтером Грассом и Генрихом Беллем. Вместе с ними он основал «Группу 47» – объединение писателей, считавших, что им недоступна «роскошь невиновности».

Немецкие писатели из «Группы 47«

Композиционной пружиной большинства романов и рассказов Ленца является парадокс: добряки на деле оказываются злодеями (рассказ «Лука»); нежная любовь оборачивается жестокостью («Вильденберг»); попытка очистить совесть приводит к гибели (роман «Дуэль с тенью»). Наиболее характерным для этого периода считается роман «Человек в потоке», где просматриваются все черты творческой манеры молодого писателя: точное знание судеб простых людей, способность показать, что истинная духовная сущность человека все-таки не погибает в мире, где ее унижают.

Сборник рассказов З. Ленца

Ленц-драматург известен пьесами «Время невиновных» (1961) и комедией «Лицо»(1966). В обоих драматических произведениях основной является проблема вины и личной ответственности человека перед лицом насилия. Автор исследует механизм превращения заурядного человека под влиянием обстоятельств в жестокого садиста. При этом драматург определяет «два признака: невозможность свободы выбора и возможность выбирать все, что угодно».

В пьесе «Время невиновных» некий диктатор заключает в тюрьму нескольких подданных, представляющих разные социальные слои. Он помещает их в камеру с террористом Сазоном и обещает помилование невиновным, если они узнают о сообщниках преступника. Ленц последовательно описывает рост драматического напряжения психологического состояния заключенных: спонтанное возмущение произволом властей, сочувствие Сазону, затем раздражение из-за молчания главного преступника, и, наконец, вспышка жестокости, в итоге которой соседи по камере ночью убивают Сазона.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - w165h247-b2f8a4f1-1.jpg

Присутствие действующих лиц из разных сфер общества позволяет проследить нивелирующую силу всеобщего страха. Во втором действии один из участников, движимый муками совести, пытается найти убийцу Сазона. Бывший студент выступает теперь в ранге судьи, но его расследование не приводит к цели. Вина анонимна, безлична, детерминирована обстоятельствами, перед которыми безмолвствует большинство. Система безличных преступлений, предопределенная пассивностью большинства, перед обстоятельствами таит в себе страшные возможности. Фашизм — лишь одна из них.

Наряду с традиционными темами вины, долга, взаимоотношения личности и общества, Ленц вводит как бы уточняющие подтемы: личная вина и личная ответственность человека за причиненное зло, взаимоотношения личности и общества, взаимоотношения в семье и школе, талант и посредственность, вседозволенность и бессилие, ложно понятый долг и героизм.

В марте 2009 года писатель был удостоен премии имени Льва Копелева – «За мир и права человека» за сближение народов и укрепление связей между культурами. Зигфрид Ленц скончался 7 октября 2014 года в возрасте 88 лет в своем доме, в окружении близких. Про себя в преклонном возрасте он говорил: «Портрет стареет, а человек нет».

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА БЕЛЕНКО М.А.