ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ-РЕАЛИСТА «ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ» (к 210-летию со дня рождения английского прозаика Уильяма Мейкписа Теккерея)

Уильям Мейкпис Теккерей (18.07.1811 – 24.12.1863) — английский писатель-сатирик и публицист, мастер реалистического романа. В историю мировой литературы Теккерей вошел как создатель «Ярмарки тщеславия» — одного из лучших сатирических произведений английского критического реализма.

У.М. Теккерей родился в Калькутте 18 июля 1811 года и был единственным ребёнком в семье высокопоставленного чиновника Ост-Индской компании. Уже с детства Уильям славился среди товарищей своими остроумными пародиями.  После окончания частной лондонской школы Теккерей поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, но проучился там всего один год. Банк, в который были вложены деньги, оставленные умершим отцом, прогорел и нужно было думать о заработке.

Четырехлетний Уильям с родителями в Калькутте

Ранний период творчества писателя связан с журналистикой. Свои статьи, очерки, пародии и заметки на злободневные общественно-политические темы он печатал в журнале «Фрейзере мэгезин», а позднее сотрудничал в известном сатирическом еженедельнике «Панч». Журнал имел демократическую направленность и объединял писателей и художников передовых взглядов. Теккерей в своих сатирических очерках ставил важные проблемы внутренней и международной политики, осуждал британский милитаризм, поднимал голос в защиту угнетенной Ирландии, осмеивал бесполезную борьбу парламентских партий вигов и тори.

К первым повестям Уильяма Мейкписа Теккерея относятся «Кэтрин», «Записки Джеймса де ла Плюш», «Мещанская история» и первый опыт писателя в области романа — «Карьера Барри Линдона». Социальная сатира Теккерея была направлена на все привилегированные слои английского общества, вплоть до самых верхов. Не избежали ее и венценосные особы. В стихотворении «Георги» нарисованы убийственные портреты королей — четырех Георгов — ничтожных, алчных и невежественных.

Безжалостный сатирик и безразличный к авторитетам пародист, Теккерей был терпеливым и в высшей степени доброжелательным человеком. В двадцать пять лет он женился, но ему не суждено было быть счастливым: супруга Изабелла страдала душевным заболеванием, и писатель фактически оказался вдовцом при живой жене с двумя маленькими дочерьми на руках. Но Теккерей не сетовал на судьбу и старался помочь тем, кому было еще хуже. Известно, что одной одинокой пожилой актрисе он регулярно посылал коробочку с лекарством, где на самом деле лежали монеты, а на крышке было написано его рукой: «Принимать по одной в особо трудную минуту».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - yunye-gody-uilyama-scaled-1.jpeg

Ранние произведения Уильяма Теккерея, в которых он выступил как критик морали буржуазного общества, подготовили появление наиболее значительных романов писателя: «Книга снобов» и вершина его реалистического творчества – «Ярмарка тщеславия». В этих книгах социальная критика Теккерея, его реалистические обобщения и сатирическое мастерство достигают наибольшей силы.

Роман «Ярмарка тщеславия» публиковался в сатирическом журнале «Панч» с января 1847 по июль 1848 года. «Яр­маркой тщеславия» Теккерей назвал буржуазно-аристократи­ческое общество современной ему Англии, основанное на «бессердечном чистогане», на магической власти денег. Это общество предстает в его произведениях как громадная ярмарка, где все продается и все покупается. Правдиво изображая отталкивающее лицо английского буржуа, Уильям Теккерей не питал, подобно Чарльзу Диккенсу, иллюзий относительно возможности его превращения в доброго и отзывчивого человека. Для писателя главное — раскрытие суровой правды жизни без всяких прикрас и иллюзий.

Длинной вереницей проходят перед читателями буржуазные дельцы и помещики, члены парламента и дипломаты, знатные лорды и чиновники. Все они живут соответственно бесчеловечным законам «ярмарки тщеславия». Действующих лиц своего повествования он сравнивает с марионетками, а себя с кукольником, приводящим их в движение.

Жанр романа Теккерея можно определить как роман-хронику. Жизнь героев показана на протяжении нескольких десятилетий, начиная с юности и заканчивая старостью. В центре внимания писателя — судьба двух молодых девушек Бекки Шарп и Эмилии Сэдли. За подругами закрываются двери пансиона, они вступают в новую жизнь. Но судьба, которая их ожидает, различна. Эмилия Сэдли — дочь богатых родителей, которые позаботятся об устройстве ее судьбы, Бекки Шарп — сирота, о ее судьбе некому позаботиться, кроме нее самой. Момент выхода из пансиона — это начало ее трудной борьбы за свое место в жизни.

В роман «Ярмарка тщеславия» включены события, вошедшие в историю. Судьбы действующих лиц связаны с битвой при Ватерлоо 18 июня 1815 года, в результате которой под натиском англо-голландских и прусских войск под командованием Веллингтона и Блюхера армия Наполеона Бонапарта потерпела поражение, а сам он был вынужден вторично отречься от престола. Бытовые сцены чередуются в книге с военными эпизодами, темы войны и мира перекрещиваются. «Наш рассказ, — пишет Теккерей, — неожиданно попадает в круг прославленных лиц и событий и соприкасается с историей». И вместе с тем он заявляет: «Мы не претендуем на то, чтобы нас зачислили в ряды авторов военных романов. Наше место среди невоюющих».

Битва с Наполеоном при Ватерлоо

Подлинно историческими Теккерей считал такие произведения, которые соответствуют «духу эпохи», раскрывают ее своеобразие, содержат правдивые картины жизни общества, дают верное и яркое представление об обычаях и морали своего времени. В таком плане историческим может быть назван и роман «Ярмарка тщеславия». Батальные сцены и предшествующие им эпизоды написаны Теккереем в сатирико-ироническом плане. Таковы картины увеселительных балов и бесконечных развлечений, которым предаются оказавшиеся в Брюсселе знатные дамы и господа накануне решительной битвы, а также едко-насмешливые замечания о военачальниках. И вместе с тем Теккерей решителен в своем осуждении бесчеловечности и бессмысленности войны, последствия страшны и губительны.

«Ярмарка тщеславия» имеет подзаголовок «Роман без героя». Проблема положительного героя представляла для Теккерея неразрешимую трудность. Он видел свою основною задачу в том, чтобы «суметь по возможности точно воспроизвести ощущение правды». «Пусть у нас нет героя, но мы претендуем на то, что у нас есть героиня», — заявляет Теккерей, имея в виду Бекки Шарп. Однако эти слова проникнуты иронией. Бекки обладает умом, энергией, силой характера, находчивостью и красотой. Но от ее зеленых глаз и неотразимой улыбки становится страшно — Бекки коварна, лицемерна, корыстолюбива, любой ценой она хочет быть богатой и «респектабельной». Добиваясь своей цели, Бекки приводит в движение ярмарочную карусель, но подлинной героиней в человеческом, нравственном плане Ребекка Шарп быть не может.

В круговороте «Ярмарки тщеславия» единственным, кто сохраняет доброту и отзывчивость, самоотверженность и скромность, остается Уильям Доббин, спешащий на помощь тем, кто в нем нуждается. Теккерей симпатизирует Доббину, но не считает его героем. Его любовь отдана женщине ограниченной и эгоистичной, его стремления пусты и суетны, постигшее его разочарование неизбежно.

Теккерей использовал новаторский прием включения в канву романа образа автора, наблюдающего за происходящим и комментирующего события, поступки, суждения действующих лиц. Многочисленные авторские отступления помогают выявить все уродливое, нелепое и жалкое, что происходит на сцене театра марионеток, усиливает сатирическое звучание романа.

24 декабря 1863 года английский прозаик Уильям Мейкпис Теккерей скончался от инсульта в возрасте пятидесяти двух лет. Его товарищ по перу Энтони Троллоп верно отметил, что Теккерей «всегда шутил и неизменно был серьезен… В его душе жил дух бурлеска, тот самый дух, который не считает, что великое себя роняет, если напрашивается на улыбку».

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА БЕЛЕНКО М.А.