АРТ-ЧАС «ПРОСТРАНСТВО И СВЕТ В ЖИВОПИСИ ДЕГА» (к 190-летию со дня рождения французского художника-импрессиониста)

В этом году исполняется 190 лет со дня рождения Эдгара Дега (19.07.1834 — 27.09.1917) — французского живописца, одного из самых выдающихся представителей импрессионизма. Сектор литературы на иностранных языках Абонемента Центральной городской библиотеки имени М. Горького подготовил для читателей арт-час «Пространство и свет в живописи Дега». Мероприятие прошло 13 июля 2024 года в рамках Дня французской книги «Франция ‒ страна и культура» ко Дню взятия Бастилии.

Эдгар Дега родился в старинной банкирской семье 19 июля 1834 года. В двадцать один год он поступает в Парижскую Школу изящных искусств в класс художника Луи Ламота, сумевшего воспитать в своем ученике глубокое уважение к творчеству великого французского живописца Жана Огюста Д. Энгра.

Неожиданно для всех Эдгар бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI века и Раннего Возрождения. В этот период кумирами для него становятся Андреа Мантенья и Паоло Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника.

Э. Дега «Автопортрет» (1863)

Для ранних работ Дега характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма («Зарисовки брата», «Рисунок головы баронессы Беллели»), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения («Портрет итальянской нищенки»).

Э. Дега «Портрет итальянской нищенки» (1857)

Вернувшись в Париж, Э. Дега обращается к исторической теме, отказавшись от идеализации античной жизни («Спартанские девушки вызывают на состязание юношей», 1860). Движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разворачивается на фоне обычного повседневного пейзажа.

Копируя старых мастеров в Лувре, Эдгар Дега знакомится с Эдуардом Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства с его вымученными сюжетами. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и композиции, смелое движение линий: «Мисс Лала в цирке Фернандо», «Оркестр Оперы», «Две танцовщицы на сцене», «Певица с перчаткой».

Э. Дега «Оркестр Оперы» (1869)
Э. Дега «Две танцовщицы на сцене» (1874)

После возвращения во Францию,  художник с головой уходит в работу, посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд наблюдает за тяжелым трудом балерин. Хрупкие и невесомые фигурки артисток предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха («Танцевальный класс», «Голубые танцовщицы», «Танцовщицы на репетиции»).

Э. Дега «Голубые танцовщицы» (1897)

При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела. Поэтому ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки («У модистки», «Гладильщицы», «Таз»).

Э. Дега «У модистки» (1882)
Э. Дега «Гладильщицы» (1884 — 1886)

В середине 1880-х годов Эдгар Дега начинает использовать пастель. Зрение Дега ухудшалось с каждым годом, а осязаемость пастели помогала ему продолжать рисовать. Он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры, которые были показаны на последней выставке импрессионистов в 1886 году. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, художник был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, Дега растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил на холст.

Одна из излюбленных тем Э. Дега – изображение лошадей перед стартом. Чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных, он часто посещал скачки и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований («Скаковые лошади перед трибуной», «На скачках», «Жокеи перед скачками», «Скачки. Жокеи-любители»).

Э. Дега «Скачки. Жокеи-любители» (1880)

Художник никогда не был женат и не имел детей. Потеряв зрение в последние годы жизни, он вынужден был отказаться от занятий живописью. Эдгар Дега умер в Париже 17 сентября 1917 года.

СПИСОК ИЗДАНИЙ (из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС):

  1. Волкова, П.Д. Импрессионисты: лучшие картины / Паола Волкова ; автор-составитель М. Плясовских. – Москва : АСТ, 2020. – 124 с.
  2. Эдгар Дега : [альбом / текст: О.Н. Аксенюк]. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 71 с.
  3. Ревалд, Джон. История импрессионизма : [перевод с английского / вступительная статья М.А. Бессоновой]. – Москва : Республика, 1994. – 413 с.
  4. Эдгар Дега : [биография, картины, история создания] / составитель: В.Б. Тетевин]. – Москва : РИПОЛ классик, 2018. – 38 с.
  5. Энхольт, Лоренс. Дега и маленькая танцовщица : [для чтения взрослыми детям] : перевод с английского / Лоренс Энхольт. — Москва : Контэнт, 2019. — 31 с. : ил.

ПОДГОТОВИЛА ГЕРМАН М.В.

(Использованы иллюстрации из открытых источниковТКС «Интернет»)