«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» (А.С. Макаренко).
«В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка» (В.А. Сухомлинский).
2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского — одного из основателей российской педагогики.
К юбилейным датам со дня рождения выдающихся советских педагогов А.С. Макаренко (135-летие) и В.А. Сухомлинского (105-летие) и в рамках Года учителя в России представляем педагогическую встречу «Человеческая душа как вечная ценность».
Антон Семёнович Макаренко (13.03.1888 — 01.04.1939) — всемирно известный педагог и наставник. Его знаменитая теория коллективного воспитания, по решению ЮНЕСКО, является одним из ключевых направлений педагогической мысли XX века. В 1950-е годы в Японии работы А.С. Макаренко стали издавать для руководителей предприятий массовыми тиражами. И теперь практически все японские фирмы строятся по лекалам трудовой колонии нашего педагога.
В его деятельности впервые реализовалась «педагогика отношений», направление, которое до сих пор высоко ценят в мире образования. Именно он разработал систему взаимодействия и взаимоотношений внутри коллектива, где находились воспитанники. Взаимопомощь, уважение, труд — вот столпы основы педагогики Макаренко. Опираясь на эти основы, он сделал практически невозможное: воспитал честных и порядочных людей из числа тех, кто когда-то был связан с преступным миром.
Известно, что среди подопечных А.С. Макаренко, кто прошел через его систему перевоспитания, не было ни одного нового преступления или проступка. Многие его колонисты состоялись в жизни как личности и патриоты. Немало из его воспитанников героически сражались за Родину в годы Великой Отечественной войны.
Педагогическая карьера Антона Макаренко началась в юном возрасте. По завершении учёбы в Кременчугском городском училище он проходит одногодичный курс по подготовке учителей начальной школы и уже в 17 лет преподаёт русский язык, рисование и черчение. Годы педагогической практики, в том числе в должности воспитателя в ученическом общежитии, привели А.С. Макаренко в Учительский институт (ныне Полтавский государственный педагогический университет), который он окончил с отличием в 1917 году.
В возрасте 32 лет Макаренко организует и возглавляет колонию для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. Советский педагог работает со сложными подростками, которых общество признало безнадёжными и неисправимыми. Огромную роль в формировании достойного человека, по мнению советского педагога, играет воспитание в коллективе, обучение школьным предметам наряду с производственным трудом. А главное в воспитательском подходе к ученикам — гармоничное сочетание доверия и требовательности.
Колония под руководством Макаренко носила имя Максима Горького, который, познакомившись с деятельностью Антона Семёновича, провидчески отметил в своём письме к нему: «Поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет мировое значение». Начиная с 1925 года, Макаренко приступает к работе над своим главным произведением — «Педагогической поэмой». Огромный опыт и множество детских судеб его воспитанников послужили материалом для этого фундаментального труда по принципам воспитательной работы.
Цитата из «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко:
«Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга».
К другим известным произведения А.С. Макаренко относятся: «Марш 30 года» (о жизни коммуны имени Ф. Э. Дзержинского), пьеса «Мажор», повести «Честь», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» (написана в соавторстве с женой), «Пути поколения». Педагог-новатор активно сотрудничает с газетами и журналами, пишет киносценарии «Командировка» и «Настоящий характер». Макаренко часто выступал с докладами и лекциями на педагогические темы, горячо пропагандировал достижения молодой советской педагогики.
В советских колониях для несовершеннолетних правонарушителей всегда обращались к действенным воспитательным методам именитого педагога. И даже после распада СССР и идеологии, в которой родилась педагогика Макаренко, его многогранная социально-педагогическая система до сих пор остается актуальной и востребованной.
Василий Александрович Сухомлинский (28.09.1918 – 02.09.1970) – советский учитель-новатор, основатель народной педагогики. В современную историю педагогической мысли и психологии он навсегда вошел как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. Именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.
Всю свою недолгую жизнь В.А. Сухомлинский проработал в обычной сельской школе. Он смог создать в ее стенах уникальную лабораторию по разработке инновационных методик воспитания. Педагог-гуманист описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения, предлагал сочинять сказки вместе с детьми. В Китае изучение его идейного наследия входит в программу многих школ и университетов.
В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой… Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека… Отсюда – уважение к самому себе». К самым известным творческим трудам В.А. Сухомлинского относятся: «Родительская педагогика», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Сто советов учителю».
Его педагогическая система во многом построена на приобщении детей к природе. С помощью окружающего мира учитель пробуждал в учащихся поэтическое творчество. В книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский писал: «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями».
Взгляды и идеи советского педагога-гуманиста до сих пор можно назвать современными и актуальными. Безграничная любовь и вера в детей — вот в чем заключается подлинный гуманизм педагогики Василия Александровича Сухомлинского.
СПИСОК ИЗДАНИЙ (из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС):
- Аникеева Н.П. Главное о воспитании детей. М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон / Нелли Аникеева. — Санкт-Петербург : Питер, 2020. — 153 с.
- Борисовский А.М. В.А. Сухомлинский : книга для учащихся / А.М. Борисовский. — Москва : Просвещение, 1985. — 127 с.
- Макаренко, А.С. Книга для родителей / Антон Макаренко. — Санкт-Петербург : Питер, 2016. — 287 с.
- Макаренко А.С. Общение с трудными детьми / А. С. Макаренко. — Москва : АСТ, 2015. — 320 с.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко; рис. А.Слепкова. — Москва: Эксмо, 2018. — 557 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / — Москва : Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 2008. — 527 с.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. — Санкт-Петербург : Питер, 2017. — 207 с.
- Сухомлинский В.А. Цветок солнца : рассказы: [для чтения взрослыми детям] / В.А. Сухомлинский ; [художник: О. Смирнова]. — Москва : РОСМЭН, 2021. — 60 с.
- Сухомлинский В.А. Рассказы для школьников / В. А. Сухомлинский ; художник О. Макиева. — Москва : Росмэн, 2021. — 92 с.
ПОДГОТОВИЛА ГЕРМАН М.В.
(Использованы материалы сайтов https://www.syktsu.ru/news/17678/; https://obrazovaka.ru/makarenko-anton.html. Иллюстрации взяты из открытых источников ТКС «Интернет»)