АРТ-ВСТРЕЧА «НАРОДНАЯ БОЛЬ В ТВОРЧЕСТВЕ КЕТЕ КОЛЬВИЦ» (к 155-летию со дня рождения немецкого графика и скульптора)

Кете Кольвиц (08.07.1867 – 22.04.1945) – известная немецкая художница-антифашистка, график и скульптор. Суровый творческий путь К. Кольвиц был подвигом художника-гражданина, беззаветно преданного народу, смело выступившего в его защиту.

Знаменитый французский писатель Ромен Роллан нашел проникновенные слова о немецкой художнице: «Творения Кете Кольвиц – величайшая поэма современной Германии, в которой отражаются тяготы и страдания простых людей. Она – голос безмолвия обреченных на жертвы народов». Язык реалистического искусства Кете Кольвиц немногословен и суров. Он лишен колористического разнообразия, предельно прост, но при этом глубоко психологичен и монументален.

К. Кольвиц «Молящаяся женщина»

Кете Кольвиц (урожденная Шмидт) родилась 8 июля 1867 года в Кенигсберге. Она училась в женских школах искусств в Берлине и Мюнхене. В свободное время вместе с сестрой Лизой она часто бродила по окраинам родного города. Из воспоминаний К. Кольвиц: «Вот мы снова стоим и смотрим на грузчиков, погрузку и разгрузку судов… На палубах – грузчики в тулупах, с ногами, обмотанными тряпками… По вечерам с палуб судов доносились звуки гармошки, под которые они танцевали… И если позднее … содержанием моих работ был мир рабочих, то причина этому – в тех прогулках по тесному торговому городу с его бьющей ключом трудовой жизнью».

Позже, уже в Париже, одним из наставников Кольвиц был Огюст Роден – французский реформатор современной скульптуры. В 1891 году Кете вышла замуж за доктора Карла Кольвица – друга детства, социалиста. В Берлине Карл получил место врача профсоюза портных. Художнице часто приходилось соприкасаться с рабочей беднотой, видеть горе, безысходную нищету трудящихся людей.

К. Кольвиц. Литография из серии «Голод»

Свою первую серию графических работ «Восстание ткачей»  (1897 – 1898) Кете Кольвиц нарисовала под воздействием пьесы «Ткачи» немецкого драматурга Герхарта Гауптмана о выступлении силезских рабочих против беспощадных эксплуататоров.

К. Кольвиц «Восстание ткачей»

На одном из офортов «Нужда» с проникновенной глубиной запечатлена мать, безмолвно скорбящая у постели умирающего ребенка. Пробивающийся сквозь небольшое оконце в жалкой лачуге свет резко выделяет измученное лицо женщины, подавленной безутешным горем.

К. Кольвиц. Офорт «Нужда» (из серии «Восстание ткачей»)

Серия «Восстание ткачей» была показана на Большой Берлинской художественной выставке и имела огромный успех. Но Кольвиц не смогла получить золотую медаль из-за решительного отказа германского императора Вильгельма II, который назвал работы художницы – «искусством сточной канавы» (Rinnsteinkunst).

К. Кольвиц «Конец» («Восстание ткачей»)

В 1908 году художница завершила вторую серию офортов «Крестьянская война», выполненную по заказу Объединения исторического искусства. В графический цикл вошли листы «Пахари», «Карманьола», «Мертвое поле». В этой серии получили отражение события крестьянских волнений 1525 года в Германии.

К. Кольвиц «Карманьола» (из серии «Крестьянская война»)
К. Кольвиц «Пахари» (из серии «Крестьянская война»)

Поражает офорт «Прорыв» – бунт, взрыв долго сдерживаемых страданий. Гневная толпа восставших крестьян с оружием в руках с исступленной стремительностью несется на врага. Во главе восстания – фигура женщины, призывающей к освободительной. Но стихийное выступление бедноты заканчивается не победой под знаменами, а «Мертвым полем», на котором мать ищет своих убитых сыновей.

К. Кольвиц «Прорыв» (из серии «Крестьянская война»)
К. Кольвиц «Мертвое поле» (последний лист из «Крестьянской войны»)

Суровые работы Кольвиц оказались пророческими. Когда началась Первая мировая война, ее младший 18-летний сын Петер ушел на фронт и погиб в Бельгии в первые дни боевых действий. Кровавая бессмысленная бойня привнесла в творчество Кольвиц мрачность и экспрессионизм. Она открыто протестовала против войны, несущей смерть и насилие.

К. Кольвиц. Автопортрет
К. Кольвиц «Счастье матери»

О работах немецкой художницы начали говорить в Европе. Она стала первой женщиной-профессором, принятой в Прусскую академию художеств. Большое влияние на ее творчество оказала Великая Октябрьская революция. Вместе с Максимом Горьким, Анатолем Франсом, Роменом Ролланом и другими прогрессивными писателями Кете Кольвиц участвовала в деятельности Международного комитета помощи голодающим России.

В 1922 году художница начала трудиться над новым циклом, в который вошли такие работы как «Жертва», «Добровольцы», «Вдова», «Родители», «Матери». Тогда же появилась папка литографий под названием «Голод». Для нее Кольвиц создала лист «Хлеба!», который потряс всех обнаженным выражением человеческих чувств. В 1924 году в Москве на «Первой всеобщей выставке немецкого искусства» были представлены работы немецкого мастера, а в ноябре 1927 году Кете Кольвиц сама побывала в Советском Союзе.

К. Кольвиц. Из цикла «Голод»
К. Кольвиц «Хлеба!» (из цикла «Голод»)
К. Кольвиц «Матери»

После прихода в Германии к власти национал-социалистов в 1933 году был введен запрет на показ ее работ. Кете подверглась яростной травле в нацистской прессе. Но это не помешало ей обратиться к своему последнему графическому произведению под названием «Смерть». В последнем листе серии «Зов смерти» художница изобразила саму себя.

К. Кольвиц «Зов Смерти»

Кете Кольвиц создавала и скульптурные произведения – «Башня матерей», «Пьета», «Материнство». Много сил мастер отдала скульптурному детищу «Скорбящие родители» для солдатского кладбища в Бельгии, где похоронен ее младший сын Петер. Лицу матери художница придала свои черты, а отцу – черты своего мужа.

К. Кольвиц «Башня матерей»
К. Кольвиц «Скорбящие родители«

Самой последней работой К. Кольвиц стала литография с изображением матери, защищающей своих детей. Для подписи к рисунку она взяла слова национального немецкого писателя И.В. Гете: «Семена для посева не должны быть перемолоты». 22 апреля 1945 года выдающийся немецкий художник и скульптор Кете Кольвиц скончалась в Морицбурге под Дрезденом за две недели до освобождения Германии и всего мира от гитлеровского фашизма.

К. Кольвиц «Семена для посева не должны быть перемолоты»

На берлинской улице Унтер-ден-Линден находится здание Нойе Вахе («Новый караул»), построенное по проекту немецкого зодчего 19 века Карла Фридриха Шинкеля. Сейчас это мемориал, посвященный жертвам фашизма и милитаризма. В 1993 года там была установлена увеличенная копия скульптуры Кете Кольвиц «Мать с погибшим сыном» («Пьета»).

Мемориал «Нойе Вахе» в Берлине

В квадратном зале под круглым отверстием в крыше, пропускающим солнечный свет, снег и дождь, безутешная мать склонилась над погибшим сыном. Кете создала образ матери из простого народа, способной на самое великое и вечное дело: противостояние смерти во имя жизни.

Незадолго до кончины Кете Кольвиц написала своему другу-художнику Рейнгардту Шмидхагену: «…я чувствовала себя «призванной», призванной к действию, которое именно мной, только мной должно быть совершено. И если я сегодня вынуждена выпустить карандаш из рук, то я знаю, что я сделала все, что было в моих силах…».

Рекомендованная литература:

  1. Берндт, Ирис. Кете Кольвиц : по памятным местам в Калининграде и области / Ирис Берндт, Наталья Михайленко. — Берлин : Музей Кете Кольвиц в Берлине совместно с Калининградской художественной галереей, 2017. — 59 с. : ил.
  2. Кольвиц, Кете. Дневники, письма, воспоминания современников : перевод с немецкого / Кете Кольвиц ; [составление и примечания В.В. Туровой]. — Москва : Искусство, 1980. — 320 с. : 24 л. ил.
  3. Кольвиц, Кете. Альбом репродукций / [автор вступ. статьи А. Сидоров]. — Москва : Изогиз, 1962. — 14 с., 14 л. ил. — (Мастера мирового искусства).
  4. Нагель, Отто. Кэте Кольвиц / О. Нагель ; перевод с немецкого и комментарии Е. Марченко. — Москва : Изобразительное искусство, 1971. – 215 с. : ил.
  5. Пророкова, С.А. Кэте Кольвиц / С.А. Пророкова. — Москва : Молодая гвардия, 1967. — 191 с., 21 л. ил. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 8 (436)). 

ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.

(Использованы материалы сайтов https://anysite.ru/publication/kete; https://artefact.culture.ru/ru/subject/pogrudnoe-izobrazhenie-rabochey-zhenshchiny. Иллюстрации взяты из открытых источников ТКС «Интернет»)