ВСТРЕЧА С ВЫСОКИМ ИСКУССТВОМ «ГЕНИЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ» (к 570-летию со дня рождения итальянского художника и изобретателя Леонардо да Винчи)

«Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде» (Леонардо да Винчи).

На излете мрачного Средневековья в Европе пробуждается интерес к идеалам античности и начинается эпоха Возрождения, высокую культуру которой создавала целая плеяда гениев. Одним из самых величественных представителей не только эпохи Ренессанса, но и всей истории человеческой цивилизации является Леонардо да Винчи. Итальянский «универсальный человек» оставил потомкам потрясающие художественные образы, открытия и изобретения в самых разных областях науки и искусства. Леонардо да Винчи — это архитектор, художник, инженер, скульптор, музыкант, исследователь природы и человеческого тела.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшом городке Винчи, затерявшемся в горах Тосканы. Он был внебрачным сыном флорентийского нотариуса Пьетро Антонио Винчи и простой крестьянки Катарины. Известно, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом. До наших дней дошло описание внешности да Винчи, оставленное его современником Джорджо Вазари. Он писал, что Леонардо были присущи «исключительная физическая красота», «бесконечная грация», «великая сила и щедрость».

Родной город Леонардо да Винчи
Дом, где родился Леонардо да Винчи

С ранней юности Леонардо проявлял незаурядные математические и  художественные способности, прекрасно пел и играл на лире. В четырнадцать лет отец отдал его на обучение в мастерскую знаменитого флорентийского художника и скульптора Андреа Верроккьо, где Леонардо получил всестороннее образование.

Андреа дель Вероккьо (1435 — 1488) — учитель Леонардо да Винчи

Поражает невероятный кругозор Леонардо и прозорливость его мысли. Один из самых ярких художников эпохи Высокого Ренессанса отлично разбирался в инженерном искусстве. Его чертежи военных машин, подъемных мостов, парашютов, летательных аппаратов, аквалангов, катамаранов долгое время считались лишь фантастическими моделями. Но впоследствии оказалось, что машины работают, хотя и обладают некоторыми несовершенствами.

Вертолетный винт по эскизам да Винчи
Прообраз танка (рисунок Леонардо да Винчи)
Модель автомобиля по чертежу да Винчи

Да Винчи одним из первых в научных целях занимался анатомированием организма человека. Он оставил большое количество набросков человеческих костей, скелетов, мышц, сердца и кровеносной системы. Леонардо не ел мяса, предпочитал одежду из хлопка и покупал на рынках птиц, отпуская их затем на свободу. Итальянскому гению принадлежат пророческие слова: «Наступит время, когда люди, подобно мне, начнут воспринимать убийство животных так же, как они воспринимают убийство человека».

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи

Леонардо не имел академического образования, он верил в общечеловеческую ценность искусства и утверждал, что его обучает и вдохновляет сама божественная природа. При этом художник признавал, что научное знание, как компас, указывает направление человеческой деятельности: «Наука — это полководец, практика — солдат».

Последние годы жизни Леонардо да Винчи жил под покровительством французского короля Франциска I в замке Кло-Люсе в долине реки Луары. За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Великий ученый и художник эпохи итальянского Возрождения  скончался 2 мая 1519 года в возрасте шестидесяти семи лет в окружении своих учеников. Леонардо да Винчи был погребен на местном кладбище, которое впоследствии было разрушено, и могила одного из ярчайших представителей человечества оказалась утерянной.

Замок Кло-Люсе во Франции, где последние годы жил Леонардо да Винчи
Чезаре Муссини «Франциск I у постели умирающего Леонардо да Винчи»

В течение пяти столетий потомки безуспешно пытаются разрешить множество загадок и тайн, оставленных великим итальянским художником-гуманистом. Вот что сказал о Леонардо да Винчи русский художник и писатель Николай Рерих: «И сегодня творчество Леонардо является для нас пока ещё недостижимым образцом, где слились воедино качества ученого-творца и художника-мыслителя».

Великий мастер западной живописи эпохи Возрождения был сторонником техники сфумато, которую он довел до невиданного ранее совершенства. Французский писатель Стендаль отмечал, что большинство картин да Винчи «имеет меланхоличный, нежный колорит, в основе которого — живые цвета, триумфально шествующие в окружении светотени». Самой знаменитой картиной да Винчи, созданной в технике сумато, является магическая «Мона Лиза» («Джоконда»).

ГЛАВНЫЕ КАРТИНЫ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

«Благовещение» (около 1475)

Эта объемная картина двадцатилетнего Леонарда да Винчи предположительно создана в соавторстве с его учителем Андреа Вероккьо. На ней изображены Дева Мария и архангел Гавриил, который принес будущей Богоматери благую весть о том, что она избрана стать матерью Иисуса Христа. По позднейшему признанию самого Леонардо да Винчи, крылья небесного создания были написаны им с этюдов настоящих птичьих крыльев. Цветок лилии в руке архангела Гавриила – одновременно и символ чистоты Богоматери, и символ города Флоренции.

«Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») около 1481

Общепринятое название картины объясняется тем фактом, что в 1914 году она была куплена Эрмитажем у Марины Бенуа – жены русского архитектора Леонтия Бенуа. Очевидно, что Леонардо да Винчи хотел показать больше человеческую, нежели божественную суть юной девушки и невинного младенца. Композиционным центром картины является крестообразный цветок, который Дева Мария протягивает маленькому Иисусу. В сосредоточенном младенце, тянущемся к цветку, мы ощущаем знамение грядущих Страстей.

«Мадонна Литта» (1491)

Изначально картина называлась «Мадонна с младенцем», но позднее к ней перешло имя последних владельцев творения Леонардо да Винчи – миланской династии Литта. Эта небольшая по размерам работа поражает сокровенным величием композиции. Сам Леонардо да Винчи утверждал, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселенной… направляет человеческие размышления к созерцанию Божественного». Облик прекрасной женщины пронизан всепоглощающей материнской любовью и заботой о младенце. В левой руке серьезный малыш держит щегла – символ христианской души.

«Дама с горностаем» (около 1490)

На картине изображена Цецилия Галлерани ‒ семнадцатилетняя возлюбленная миланского герцога Лодовико Сфорца, при дворе которого служил Леонардо да Винчи. Художник сумел очень живо передать ум и красоту прекрасной флорентийки. От портрета благородной девушки исходит двойственное впечатление: насколько его атмосфера спокойна, настолько же и тревожна. Психологическая заостренность образа делают «Даму с горностаем» одним из лучших образцов мировой портретной живописи.

«Тайная вечеря» (1495 – 1497)

Единственная сохранившаяся фреска Леонардо да Винчи была заказана для трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие близ Милана. На фреске изображен драматичный момент, когда Христос сообщает своим апостолам: «Один из вас предаст меня». Художнику удалось передать всю гамму человеческих чувств и переживаний, которые буквально заполонили каждый сантиметр огромного пространства. В ходе работы над своим монументальным творением, Леонардо кардинально изменил состав штукатурки и используемых красок. Эксперимент закончился катастрофой, – спустя несколько лет фреска начала осыпаться, и теперь, после целого ряда реставраций, этот шедевр да Винчи время от времени восстанавливают специалисты высокого класса.

«Джоконда» («Мона Лиза») 1503 – 1519

Итальянский живописец и архитектор Джорджо Вазари так сказал об этой картине: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо написал портрет Моны Лизы, его жены». Известно, что да Винчи не отдал готовый портрет заказчику, а держал его при себе до самой смерти. Свое главное творение художник взял во Францию, где он прожил последние годы жизни. Он уже не мог работать правой парализованной рукой и фактически нарисовал «Джоконду» левой рукой.

Современники, восхищенные картиной, особенно отмечали улыбку Джоконды: будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо. В ученом мире  до сих пор не утихают споры о том, кто же изображен на картине. Но все сходятся в одном – в портрете Моны Лизы есть нечто непостижимое и завораживающее.

СПИСОК ИЗДАНИЙ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

  1. Баткин, Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л.М. Баткин. — Москва : Искусство, 1990. — 413 с. : ил.
  2. Веццози, Алессандро. Леонардо да Винчи и его Вселенная / Алессандро Веццози ; перевод с французского Инны Солодковой. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 158, [1] с. : ил., портр.
  3. Гастев, А.А. Леонардо да Винчи / Алексей Гастев. — Москва : Молодая гвардия, 2009. — 369 с., [16] л. ил. — (Жизнь замечательных людей).
  4. Леонардо да Винчи. Об искусстве / Леонардо да Винчи ; [перевод с итальянского]. — Москва : РИПОЛ классик; Санкт-Петербург : Пальмира, 2020. — 317 с. : ил.
  5. Леонардо да Винчи. Универсальный гений : афоризмы, цитаты, высказывания / [составитель Л.М. Мартьянова]. — Москва : Центрполиграф, 2018. — 188 с. : ил., портр.
  6. Малютин, А.О. Леонардо да Винчи : лучшие логические задачи и головоломки / Антон Малютин. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. — 159 с. : ил.
  7. Николл, Чарльз. Леонардо да Винчи. Загадки гения : [перевод с английского] / Чарльз Николл. — Москва : КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2017. — 668 c. : ил., портр.
  8. Рымаренко, О.С. Леонардо да Винчи : великие изобретения и открытия / Оксана Рымаренко. — Москва : Эксмо, 2012. — 235, [4] с. : ил.

ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.

Использованы материалы и иллюстрации из открытых источников ТКС «Интернет».