ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ-ГУМАНИСТА «ПРАВДА ЖИЗНИ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА» (к 210-летию со дня рождения английского прозаика)

«Нам дана жизнь с непременным условием храбро защищать ее до последней минуты» (Чарльз Диккенс).

Чарльз Джон Хаффем Диккенс (07.02.1812 – 09.06.1870) – английский писатель, классик мировой литературы, один из крупнейших прозаиков 19 века. Глубокий демократизм и гуманизм творчества Чарльза Диккенса во многом определялись обстоятельствами его биографии. Выходец из семьи бедного мелкого чиновника, попавшего в долговую тюрьму, он с детства познал нужду и был вынужден рано зарабатывать на жизнь сначала на гуталиновой фабрике, потом клерком в конторе адвоката, а затем судебным и парламентским репортером.

Чарльз Диккенс в детстве

С детства Диккенс жадно читал, отличался феноменальной памятью, богатым воображением и фантазией, обладал несомненным актерским даром. Все это позднее сказалось на его художественной манере. После окончания Веллингтонской академии юный Чарльз устроился работать клерком в юридическую контору. Затем Диккенс начал работать репортером, – его журналистская карьера пошла в гору. В 1830 году восемнадцатилетнего талантливого парня пригласили в редакцию «Morning Chronicle». Работы молодого автора читались легко, они дышали оптимизмом и этим привлекали многочисленных любителей чтения.

Портрет Ч. Диккенса в молодости

Заметки начинающего литератора пришлись по душе общественности, и Чарльз получил дополнительный стимул к занятиям литературным творчеством. В 1836 году Диккенс выпустил свои первые труды под названием «Очерки Боза» ‒ «маленькими зарисовками подлинной жизни нравов», в основном, обитателей бедных кварталов Лондона.

Творческая биография прозаика началась с первого романа «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837). Книга состоит из жанровых зарисовок, посвященных особенностям жителей туманного Альбиона, их добродушию и живому нраву. Тонкий юмор, неистощимая способность к созданию комических ситуаций и целой галереи смешных, гротесковых персонажей, среди которых выделялась нарицательная фигура чудаковатого мистера Пиквика, чем-то напоминающего Дон Кихота.

Последовавшие за ним романы “Приключения Оливера Твиста”, “Николас Никльби”, “Лавка древностей”, “Мартин Чезлвит” и другие сделали Диккенса мировой знаменитостью. Прославленного писателя приглашают в Америку, но своей книгой “Американские заметки” Диккенс разочаровывает своих друзей в США, высказав немало нелицеприятных слов в адрес американской демократии, где вовсю процветало рабство.

untitled

Талант Диккенса крепнет, его социальный реализм усиливается. Так, в романе “Домби и сын” (1848) он создает исполненный немалой обобщающей силы образ сурового жестокосердного негоцианта Домби. Объектом писательской критики становятся заскорузлость юридической системы, олицетворенной в Верховном Канцелярском суде (“Холодный дом”). Диккенс повествует о бездушной эксплуатации рабочих (“Тяжелые времена”), бюрократизме, неэффективности государственного аппарата, воплощенного в фантастическом Министерстве околичностей, главным принципом которого становится: “как не делать этого” (“Крошка Доррит”).

Ч. Диккенс «Домби и сын»
Ч. Диккенс «Холодный дом»

Вместе с тем, выступая как сатирик, высмеивая некоторые стороны английской действительности, равно как и человеческий эгоизм, алчность, двуличие, Диккенс – сторонник реформ, нравственного перевоспитания общества (“Рождественские повести”). Но писатель был противником революционного насилия (“Повесть о двух городах”).

Вера в добрых, бескорыстных людей из народа отличает написанные Диккенсом в последние годы жизни романы “Большие надежды” и “Наш общий друг”. Замечательный английский писатель-гуманист скончался 9 июня 1870 года в возрасте пятидесяти восьми лет, оставив читателям незавершенным свой последний роман – “Тайна Эдвина Друда”. Диккенс похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с другими великими людьми Англии.

Произведения Чарльза Диккенса – это целый мир, населенный множеством персонажей, принадлежавших к различным социальным группам, типам человеческих характеров. Художественный метод писателя богат и многокрасочен. Юмор сочетается с сатирой, шарж с гротеском, комические описания прослаиваются лирическими отступлениями, голосом писателя-проповедника.

Диккенс вывел в мир галерею рельефных, сатирически очерченных образов: это алчный школьный учитель Сквирс, истязающий детей (“Николас Никльби”), пропитанный лицемерием мистер Пекснифф (“Мартин Чезлвит”), скаредный и эгоистичный чиновник Скрудж (“Рождественская песнь”), бездушный философ “фактов и цифр” Грэдгранд и вульгарный нувориш, капиталист Баундерби (“Тяжелые времена”).

Эбенезер Скрудж (персонаж из«Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса)

Стяжателям, фарисеям Диккенс противопоставлял людей из народа, добрых, великодушных, заметно идеализированных. В этом сказались романтические черты метода английского прозаика-гуманиста, верившего в добро, в торжество справедливости. Классика мировой литературы Чарльза Диккенса неизменно любили в России. Среди горячих поклонников его творчества были наши великие писатели Лев Николаевич Толстой и Федор Михайлович Достоевский.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА БЕЛЕНКО М.А.