МУЗЕЙНЫЙ ЧАС «ВОЙНА И МИР ПАБЛО ПИКАССО» (к 140-летию со дня рождения испанского художника)

«Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны» (Пабло Пикассо).

Испанский художник Пабло Пикассо — один из самых своеобразных гениев XX века. Мастер творил более семидесяти лет, и все в искусстве было ему подвластно. Он неутомимо искал новые формы для передачи своего потрясающего эмоционального видения. Согласно оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около двадцати тысяч работ. Для него результат всегда был гораздо важнее самого поиска. Как любил повторять художник: «Я не ищу, я нахожу».

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в испанском городе Малага. Его полное имя  состоит из набора имен родственников и святых-покровителей: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мученик Патрисио Клито Руис и Пикассо. Первым наставником будущего художника стал его отец Руис Хосе, который преподавал в  академии искусств в Каталонии. После переезда семьи в Барселону юный Пикассо поступил в престижную художественную академию Ла Лонха, где прославился написанием картины «У постели больной». Сначала Пабло подписывал свои картины под именем Руиса Бласко —  по фамилии отца. Девичью фамилию матери он взял  в возрасте четырнадцати лет.

П. Пикассо «У постели больной» (1897)

Через два года Пикассо продолжил обучение в Мадридской академии изящных искусств Сан-Фернандо. В академии он досконально изучал технику работ великих испанских художников Диего Веласкеса, Эль Греко, Франсиско Гойи. Но в какой-то момент Пикассо сделал для себя вывод, что академическая система 19 века «была слишком зациклена на классике». Это породило у него стремление оказаться в центре авангардного художественного процесса, который находился в Париже. В это время Пикассо написал такие замечательные картины, как «Первое причастие», «Портрет матери» и «Автопортрет».

П. Пикассо «Первое причастие» (1896)
П. Пикассо «Портрет матери» (1886)
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - avtoportret-15-let-1896.jpg
П. Пикассо «Автопортрет 15 лет» (1896)

Художественное творчество Пабло Пикассо принято делить на несколько основных периодов. Первым этапом в живописи испанского мастера стал так называемый «голубой период» 1901 — 1904 годов. В работах этого времени доминировали мрачные сине-зеленые и серые тона, точно отражавшие его душевное состояние. Молодой художник пребывал в тяжелой депрессии после добровольного ухода из жизни его лучшего друга-художника Карлоса Касагемаса. Позже Пикассо говорил: «Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв». Это время ознаменовалось такими картинами, как «Старый Гитарист», «Жизнь», «Слепой старик с мальчиком», «Свидание», «Трагедия».

П. Пикассо «Старый гитарист»
П. Пикассо «Трагедия»
П. Пикассо «Нищий старик с мальчиком«

Далее в творчестве молодого Пикассо наступает «розовый период». Постепенно новая жизнь вытесняла тягостные настроения, и в картинах художника прослеживалось больше радости. Один из излюбленных мотивов новой живописи Пикассо — тема цирка, он рисует арлекинов и акробатов: «Актер», «Акробаты. Мать и сын», «Женщина в рубашке», «Семейство комедиантов», «Семья акробатов с обезьяной», «Девочка на шаре».

П. Пикассо «Акробаты» («Мать и сын»)
П. Пикассо «Семья акробатов с обезьяной»
П. Пикассоо «Девочка на шаре»

В 1907 году Пикассо познакомился с талантливым художником Жоржем Браком. В результате тесного сотрудничества появилось новое направление в живописи — кубизм. Кубизм отрицал традиционное представление о том, что изображенный на картине предмет или человек должен рассматриваться только под одним определенным ракурсом. К ранним кубистским картинам Пикассо относятся «Авиньонские девушки», «Хлеб и блюдо с фруктами на столе», «Женщина с мандолиной», «Скрипка и виноград».

Жорж Брак и Пабло Пикассо
П. Пикассо «Авиньонские девушки» (1907)
П. Пикассо «Хлеб и блюдо с фруктами на столе»
П. Пикассо «Скрипка и виноград» (1912)
П. Пикассо «Женщина с мандолиной» (1909)

В 1917 году художник посетил Рим, где работал над театральными декорациями и костюмами для труппы русского балетмейстера Сергея Дягилева. Здесь Пикассо влюбился в балерину Ольгу Хохлову, на которой вскоре женился. Семейная жизнь испанского художника сопровождалась его бурными отношениями на стороне, но брак Пикассо по испанским законам не мог быть расторгнут вплоть до смерти Ольги в 1955 году.

П. Пикассо «Портрет Ольги»

Несмотря на то, что Пикассо много лет прожил во Франции, связывавшие его с родиной нити никогда не обрывались. В январе 1937 года испанское правительство заказало Пикассо полотно для оформления национального павильона на Всемирной выставке в Париже. Гражданская война в Испании и бомбардировки мирных городов сподвигли художника на создание грандиозного по размеру и содержанию шедевра — «Герники».

П. Пикассо «Герника» (1937)

Очевидцы утверждают, что Пикассо работал над своей картиной-фреской как одержимый. Сам художник никогда не был в Гернике, но известие о хладнокровном убийстве мирных граждан немецкими фашистами разгневало и ужаснуло его. Черно-белая картина напоминает монохромную хронику страшных событий. Мы вживую ощущаем смертельные  страдания, хаос и безысходность. Люди и животные, изображенные на картине, искалечены; их глаза полны ужаса, лица искажены в немом крике.  

Бык, как объяснял сам Пикассо, символизирует «жестокость и тьму». Лошадь, освещенная яркой лампой, — воплощение вселенской боли. Голова матери, держащей на руках мертвого младенца, неестественно запрокинута назад. Под копытами умирающего скакуна лежит разорванное тело солдата с широко открытыми глазами.  В своей руке он сжимает цветок … Произведение Пикассо глубоко аллегорично, силой искусства художник обратился к человечеству с призывом помнить и в благоденствии о пережитом ужасе.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - gernika-fragment.jpg
«Герника» (фрагмент картины)

В апреле 1949 года в Париже и Праге состоялся Всемирный конгресс сторонников мира. Его эмблемой стал знаменитый «Голубь мира», нарисованный Пабло Пикассо. Белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь, стал одним из самых узнаваемых символов гуманизма, обошедший всю планету. Испанский художник всегда твердо отстаивал свой главный принцип в жизни и искусстве: «Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны».

П. Пикассо «Голубь мира»

В 1953 году Пабло Пикассо встретился в керамической мастерской с 26-летней Жаклин Рок, которая стала его последней музой. Жаклин считала Пикассо своим кумиром и сделала из него религию, по словам самого художника. Они поселились в замке 14 века неподалеку от тихой деревеньки Вовенарг во французском Провансе. Наряду с многочисленными портретами молодой жены Пикассо создает знаменитую серию из пятнадцати картин «Алжирские женщины». Самая известная из них («Версия О») была продана на аукционе в 2015 году почти за 180 миллионов долларов. Эта картина была написана Пикассо по мотивам полотна французского живописца Эжена Делакруа «Алжирские женщины в своих покоях».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - pikasso-i-zhaklin-rok.jpg
Пабло Пикассо и Жаклин Рок
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - portret-zhaklin-rok-1954.jpg
П. Пикассо «Жаклин» (1954)
Э. Делакруа «Алжирские женщины в своих покоях» (1934)
П. Пикассо «Алжирские женщины. Версия О» (1955)

В последние годы жизни Пикассо работал над созданием картины «Менины по Веласкесу» — очень смелой и крайне оригинальной вариацией на сюжет знаменитого испанского художника.

П. Пикассо «Менины по Веласкесу»
«Менины по Веласкесу» (инфанта)

Художник суровых истин жизни Пабло Пикассо умер 8 апреля 1973 года в возрасте девяносто одного года и был похоронен в замке Вовенарг. В его творчестве власть свободной фантазии кажется почти абсолютной. За неистовым темпераментом, резкостью и независимостью суждений скрывался свободолюбивый виртуоз, который говорил: «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу».

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.