«ОН БЫЛ ЧЕСТНЫМ БЕЗ НЕПРЕКЛОННОСТИ, СКРОМНЫМ БЕЗ СЛАБОСТИ, СЕРЬЕЗНЫМ БЕЗ УГРЮМОСТИ» (современники о Марке Аврелии).
Древнеримский философ-стоик и император Марк Аврелий принадлежал к знаменитой плеяде «пяти хороших императоров» Римской империи. Правление цезарей Нервы, Траяна, Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия стало «золотым временем» в истории этой мощнейшей державы Древнего мира. По словам известного историка Эдварда Гиббона в книге «Закат и падение Римской Империи», «их правление является, вероятно, единственным периодом в истории, когда счастье людей было единственной целью правительства».
Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года от Рождества Христова, в семье сенатора. Отец мальчика рано умер, и его сначала усыновил консул Публий Катилий Север. В 139 году после смерти консула Марк был усыновлен императором Антонином Пием. Марк Аврелий получил прекрасное образование, его обучали философии и живописи. Будущий император под влиянием усвоенных философских воззрений начал спать на голых досках, накрываясь звериной шкурой.
В семнадцать лет Аврелий был помолвлен с Аннией Галерией Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия. В этом браке родилось двенадцать детей, но до зрелых лет дожили только четверо. Императорский период правления Марка Аврелия продолжался почти двадцать лет — с 7 марта 161 года н. э. до его смерти 17 марта 180 года н. э. Некоторое время он управлял государством совместно со сводным братом Луцием Вером.
Период правления Марка Аврелия отмечен ожесточенными оборонительными сражениями, знаменовавшими конец относительно спокойного развития эпохи принципата. Эпизоды Маркоманской войны 171 — 175 годов нашей эры запечатлены на барельефах тридцатиметровой колонны Марка Аврелия в Риме. После принятия высшей власти Цезарь Марк Аврелий носил победоносные титулы императора Армянского, Мидийского и Парфянского Величайшего, а также Германского и Сарматского. Он также получил дополнительный титул Отца Отечества. Марк Аврелий скончался 17 марта 180 года от чумы во время похода против германских племен. Это случилось в поселении Виндобон на Дунае (современная Вена).
Самым знаменитым философским трудом императора Марка Аврелия стали двенадцать книг (точнее, глав) под общим названием «Рассуждения, или Письма к себе» (в другом переводе «К самому себе» — «Та eis heauton»). Эти записи были написаны на греческом языке во время военных походов и найдены после смерти философа.
В своем сочинении автор предстает перед нами как человек, в высшей степени интеллектуально одаренный, необычайно проницательный наблюдатель, наделенный редкой интуицией. «К народу он обращался так, как это было заведено в свободном государстве… Он делал плохих людей хорошими, а хороших — замечательными», — писал римский историк Юлий Капитолин в «Жизнеописании Марка Антонина Философа». Этике Марка Аврелия Антонина был присущ фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Но этика «Размышлений» не пассивна, она требует от людей не только покорности и терпения. Сама кратковременность жизни есть призыв человека к действию. «Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним».
Марк Аврелий призывал к добродетелям и разумной жизни, к внутреннему самосовершенствованию. Император считал, что воистину свободен только человек, руководствующийся умом, а не желаниями и страстями. Мечта грека Платона и римлянина Сенеки о царстве философов на земле никогда не была столь близка к воплощению, как во времена правления Марка Аврелия.
ГЛАВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ТРАКТАТА МАРКА АВРЕЛИЯ «К САМОМУ СЕБЕ»
Единение с природой: «Ты всегда должен мыслить мир, как единое существо, с единой сущностью и единой душой».
Безразличие к смерти, легкость в отношении скоротечности жизни: «Следует смотреть на всё человеческое как на мимолетное … Расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая олива: славословя природу, ее породившую, и с благодарностью к произведшему ее дереву».
Верность своей деятельности, делу жизни, добродетели: «Если ты, следуя правому разуму, будешь … ревностно и любовно относиться к делу, которым ты в данный момент занят, — ты будешь жить хорошо».
Настоящее – единственно важное время: «Помни также, что каждый живет лишь настоящим, ничтожно малым моментом; все же остальное или уже прожито, или покрыто неизвестностью».
Апатия по отношению к славе, почестям и излишествам: «На берегу морском один слой песка наносится на другой и скрывает его под собой. Точно так же и в жизни: бывшее раньше очень быстро исчезает под тем, что наступает вслед за ним».
Стойкость перед лицом невзгод: «Не раздумывай о том, сколько и какого рода страданий придётся … перенести, но при каждом, угрожающем тебе, обращайся к себе с вопросом: «Что, собственно, во всем этом такого, чего нельзя было бы перенести и стерпеть?».
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.