Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Georg Wilhelm Friedrich Hegel, 27.08.1770 – 14.11.1831) – один из величайших мыслителей человечества, вершина классической немецкой философии. Роль Гегеля в философии Нового времени подобна месту Аристотеля в античной и Фомы Аквинского в средневековой философии.
Ни один из его предшественников не поднимал философскую дисциплину, веками считавшуюся «служанкой богословия», на столь высокий пьедестал. Современники называли Гегеля «философом из философов», потому что для него философия была причиной и следствием, объектом и инструментом познания. Русский мыслитель Владимир Соловьев, говоря о Гегеле, замечал: «Из всех великих философов Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо … только для него одного философия была всем».
Гегель считал весь мир чистым мышлением. Главный пафос его философии состоит в признании логической «прозрачности» мира, вере в силу рационального начала и мировой прогресс, диалектичность бытия и истории. Сложное философское наследие «сумрачного германского гения» велико. К основополагающим трудам Гегеля относятся:
- «Феноменология духа» (Phänomenologie des Geistes),
- «Наука логики» (Die Wissenschaft der Logik),
- «Энциклопедия философских наук» (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse),
- «Философия права» (Grundlinien der Philosophie des Rechts)
- «Философия истории» (Philosophie der Geschichte)
- «Лекции по эстетике» (Vorlesungen über die Ästhetik)
- «Философия религии» (Philosophie der Religion)
После смерти гения философии, ректора Берлинского университета Георга В.Ф. Гегеля от холеры его единомышленники и ученики подготовили полное издание фундаментальных работ философа, которое было опубликовано в течение четырнадцати лет. Это были не только уже опубликованные труды Гегеля, но и его университетские лекции по религии, эстетике, истории, праву, искусству …
УЧЕНИЕ ОБ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕЕ
Все мироздание, по Гегелю, является проявлением духовного первоначала. Подобные идеи существовали и до Гегеля: Платон называл высшую реальность «миром идей», индуистская философия — Брахманом. Гегель называл духовный мир Абсолютной идеей и Мировым разумом (der Weltgeist) и соотносил это понятие с Богом. Диалектический процесс развития позволяет нам познать природно-пространственную связь сознания, что необходимо для понимания концепции существования человека.
Триада в развитии мира и мышления – бытие, сущность и понятие – есть закон познания окружающего нас мира. Наше познание начинается с существующего бытия, затем мы исследуем сущность познаваемого предмета и получаем понятие. Гегель заявлял, что понятие исторично, так как оно впитывает в себя весь предшествующий опыт многих поколений.
Через призму исторического развития любая нация, как и индивид, переживает, по Гегелю, периоды юности, зрелости и умирания, реализуя свою миссию, чтобы дать дорогу более передовой нации. Происходит историческая эстафета, когда новый народ усваивает все достижения предыдущего и становится двигателем прогресса. При этом критерием прогресса Гегель считал степень осознания истинной свободы человека, которая возможна только в рамках государства.
ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ ГЕГЕЛЯ
Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Количество – внешняя определенность предмета, его нахождение в пространстве и во времени. Качество — внутренняя сущность предмета. Упорядоченность количественных и качественных изменений является мерой, показателем гармонии. Переход от одного качественного состояния в другое происходит в форме скачка.
Закон отрицания отрицания, или закон двойного отрицания, – возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству, но уже на более высокой ступени развития. В диалектическом отрицании Гегеля существуют три момента: преодоление (отрицание) отжившего старого; преемственность в развитии; утверждение нового. Развитие человека и постижение мира происходит по спирали. Каждая новая ступень, спираль развития, более совершенна. Старое не исчезает, а трансформируется в нечто новое.
Закон единства и борьбы противоположностей – включает в себя понятия тождества, различия, противоположности и противоречия. Законы природы, которые мы познаём, встраиваются во внутреннюю структуру нашего мышления. Мы вправе говорить о тождестве природы и нашего мышления. Различие – категория неравенства самому себе. Я осознаю себя собой в любой момент жизни, но, с другой стороны, я развиваюсь, соответственно, меняется моё восприятие себя и окружающего мира. Противоположности коренным образом друг от друга отличаются, но могут сосуществовать. Противоречия характеризуют наивысший этап развития, это необходимое условие для человеческого бытия и совершенствования.
АФОРИЗМЫ ГЕОРГА В.Ф. ГЕГЕЛЯ
- Мужество истины, вера в силу духа являются первоосновой философии. (“Der Mut der Wahrheit, der Glaube an die Macht des Geistes ist die erste Bedingung der Philosophie”).
- Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
- Человек воспитывается для свободы.
- Все действительное разумно, все разумное действительно.
- «Противоречие ведёт вперёд» (“Der Widerspruch ist das Fortleitende”).
- Счастлив тот, кто устроил свое существование так, что оно соответствует особенностям его характера.
- Нравственность — это разум воли.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л.А.