Сто лет назад, 12 июня 1920 года, состоялось официальное открытие Панамского канала. Сложнейшее строительство Панамского канала стало одной из важнейших вех в мореплавании. Основное предназначение канала – сокращение межконтинентальных морских маршрутов. Панамский канал – это своеобразный памятник упорству и героизму людей, принимавших участие в его строительстве.
Панамский канал соединяет Карибское море, Атлантический и Тихий океаны. Канал расположен в государстве Панама, что в переводе с индейского языка звучит, как «место, где водится много рыбы». Длина искусственной водной артерии составляет 81,6 километров. Стандартное время прохода судна по Панамскому каналу укладывается в 8-10 часов. Канал обслуживает 144 морских маршрута, соединяющих 160 стран и около 1700 портов в мире.
Канал использует систему шлюзов с входными и выходными воротами. Шлюзы функционируют как водные лифты: они поднимают суда с уровня моря (Тихоокеанский или Атлантический) до уровня искусственного озера Гатун (26 метров над уровнем моря). Затем корабли проходят по Континентальному Водоразделу и на выходе спускаются до уровня океана опять же с помощью щлюза. Каждый шлюз носит имя города, в районе которого он расположен: Гатун (со стороны Атлантики), Педро Мигель и Мирафлорес (со стороны Тихого океана). Для прохода судов используются специальные железнодорожные тягачи. Их прозвали «мулами», по аналогии с животными, тянувшими раньше суда по рекам.
ИЗ ИСТОРИИ ПАНАМСКОГО КАНАЛА
История Панамского канала уходит корнями в 16 столетие, когда испанец Васко Нуньес де Бальбоа в 1513 году первым пересек Панамский перешеек и вышел к тихоокеанскому побережью. С тех пор идея соединения Атлантического и Тихого океанов водным путем, дабы не совершать полный опасностей долговременный переход вокруг Южной Америки, не покидала умы мореходов и торговцев.
Однако технические возможности для реализации этого проекта появились лишь в конце XIX века. Первая реальная попытка строительства Панамского канала была предпринята французами в 1879 году под руководством Фердинанда де Лессепса, дипломата и руководителя проекта Суэцкого канала.
Но строительство Панамского канала было куда более сложной задачей. Главной инженерной ошибкой было то, что канал не предусматривал никаких шлюзов и плотин, а должен был проходить на уровне моря, по аналогии с Суэцким каналом. Не помогло и привлечение к решению инженерных вопросов знаменитого создателя Эйфелевой башни Александра Гюстава Эйфеля.
Но самым страшным стали смертельные эпидемии малярии и желтой лихорадки, унесшие жизни более 20 тысяч человек. Как писали тогда газеты, одновременно с рабочей силой из Франции везли готовые гробы. В 1889 году французский проект обанкротился, разразился громкий финансовый и судебный скандал. Строительство канала было остановлено, а его руководитель Фердинанд Лессепс вскоре умер.
Тогда за строительство взялись Соединенные Штаты Америки. Америка была заинтересована в сокращении водного пути из портов Калифорнии к своему атлантическому побережью, а главное, Панамский канал имел колоссальное военное значение — он позволял практически мгновенно перебрасывать флот из одного океанского бассейна в другой. В 1903 году США выкупили панамский проект у французов, обеспечили Панаме независимость от Колумбии, не желавшей предоставлять американцам зону канала в бессрочное пользование, и подписали формальный договор с новым панамским правительством.
Обновленный проект был разработан в кратчайшие сроки инженером Джоном Фрэнком Стивенсом, предложившим использовать для канала искусственные озера и специальные шлюзы, которые бы регулировали уровень воды. Также были организованы беспрецедентные мероприятия по осушению болот и уничтожению москитов, чтобы уберечь рабочих от эпидемий. Правда, и это строительство стоило жизни почти 6 000 рабочих.
Грандиозный проект был воплощен в жизнь через десять лет. 15 августа 1914 года по каналу прошло первое судно — американский пароход «Анкон». Но официальное открытие Панамского канала состоялось 12 июня 1920 года. Долгие годы Панамский канал оставался под контролем США.
В 1977 году был подписан договор Торрихоса-Картера, по которому 31 декабря 1999 года суверенитет над зоной канала возвратился под юрисдикцию Панамы. В 2006 году правительство Панамы выступило с планом расширения и модернизации Панамского канала. Для увеличения его проходной способности были построены два новых трехступенчатых шлюзовых каскада: один при входе со стороны Атлантики, а второй — со стороны Тихого океана. В результате таких работ пропускная способность канала возросла в два раза.
26 июня 2016 года состоялась церемония открытия обновленного Панамского канала. В этот день по расширенному каналу прошел китайский контейнеровоз Cosco Shipping.
Сегодня Панамский канал — один из главных мировых морских путей, через который ежегодно проходит около 18 тысяч судов, что составляет значительную часть мирового грузооборота.