ИНФОРМАЦИОННОЕ ДОСЬЕ «ЛЕГЕНДА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ» (к 100-летию со дня рождения переводчика и журналиста Э.Н. Мамедова)

15 августа 2023 года исполняется сто лет со дня рождения Энвера Назимовича Мамедова — незаурядного человека потрясающей судьбы, стоявшего у истоков Государственного телерадиовещания Советского Союза.

Энвер Назимович Мамедов родился в семье крупного бакинского чиновника царских времен. Его отец был репрессирован и погиб в заключении в 1949 году. Мать, Ольга Алексеевна Иванова, происходила из воронежских дворян, и по материнской линии у нее были родственные связи с Л.Н. Толстым. В детстве мальчик изучал с мамой и бабушкой немецкий, французский и итальянский языки. В школьные годы он освоил английский язык.

В начале Великой Отечественной войны 18-летний Энвер был курсантом авиационного училища и должен был стать летчиком-истребителем. После ранения молодого бойца, с учетом его превосходного знания нескольких иностранных языков, отправили на курсы военных переводчиков при Разведуправлении Генерального штаба. В 1943 году двадцатилетний Мамедов был зачислен в работники Народного комиссариата иностранных дел.

Допрос немецкого военнопленного

В 1944 году он был назначен первым секретарем  при советском посольстве в Италии. Через год он вошел в состав военного трибунала над гитлеровскими высокопоставленными преступниками на Нюрнбергском процессе. Лейтенант Мамедов работал в паре с прокурором Романом Руденко и  выполнял функцию сурдопереводчика с четырех языков.

Э.Н. Мамедов на Нюрнбернгском процессе (1945 — 1946)
Э.Н. Мамедов в Министерстве иностранных дел СССР (1950)

После окончания Московского государственного педагогического института иностранных языков он трудился на должности советника-посланника в США и в главной редакции иновещания. Мамедов внес огромный вклад в развитие стратегии телерадиовещания СССР. Он продвигал создание спектаклей, фильмов‚ передач, которые составляют золотой фонд отечественной культуры: радиостанция «Маяк», «Голубой огонек», телепрограмма «Время». При Мамедове появились популярнейшие передачи «Вокруг смеха», «Кабачок 13 стульев», «Кинопанорама».

Э.Н. Назимов в редакции иновещания в Америке

Мало кто знает, что Э.Н. Мамедов отстоял перед высоким партийным начальством знаменитый телесериал «Семнадцать мгновений весны» и ставший народным фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!». Когда ему попытались указать, что нацисты якобы были «совсем не такими», он жестко напомнил, что сам воевал, а потом участвовал в Нюрнбергском процессе как переводчик. «Иронию судьбы» Мамедов запустил в производство без согласований, хотя знал: в Госкино сценарий отвергли, усмотрев в нем пропаганду пьянства. Именно он взял на себя смелость выпустить в эфир без купюр такие фильмы, как «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень».

Э.Н. Мамедов в начале работы на Гостелерадио (70-е годы)
Кинокадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Кинокадр из фильма «Ирония судьбы»

Благодаря личной инициативе Энвера Назимовича на советском телевидении появились прямые трансляции спортивных состязаний, съемки первых многосерийных фильмов, научно-популярные передачи «Очевидное-невероятное» и «Что? Где? Когда?». Знавшие Мамедова люди, рассказывали, что просматривая эфир интеллектуальной игры, он легко обыгрывал и знатоков, и телезрителей, отвечая на самые каверзные вопросы.

Научно-познавательная передача «Очевидное — невероятное»
Интеллектуальная программа «Что? Где? Когда?»

Авторитет первого заместителя председателя Госкомитета по телевидению и радиовещанию СССР среди коллег и товарищей был непререкаем. Известный российско-американский журналист Владимир Познер в своей книге «Прощание с иллюзиями» так отозвался об Энвере Мамедове: «Это человек совершенно блистательного ума и редко встречающегося бесстрашия». Мамедова в журналистских кругах часто цитируют как классика: например, слова о том, что «в информации не работают, а в информации вламывают».

В.В. Познер и Э.Н. Мамедов

Занимая высокий пост в отечественном телевидении, Мамедов всегда оставался самым непубличным лицом. Он не писал своих воспоминаний и редко давал интервью: «Если написал бы книгу, пришлось бы называть вещи своими именами, а, как ни странно, время для этого еще не пришло».

Э.Н. Мамедов с сыном Георгием (Г.Э. Мамедов — российский дипломат)

Несмотря на солидный возраст, столетний гуру советского и российского телерадиовещания по-прежнему в строю. Он является советником генерального директора Российского агентства международной информации «РИА Новости». Энвер Назимович Мамедов твердо убежден, что главное — это чувствовать пульс жизни, жить настоящим, а из прошлого брать только то, что полезно для будущего.

СПИСОК ИЗДАНИЙ (из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС):

  1. Звягинцев, А.Г. Нюрнбергский процесс / А.Г. Звягинцев. — Москва : РИПОЛ классик, 2018. — 158 с. : ил., портр.
  2. Левин, И.И. Записки военного переводчика. — Москва : Московский рабочий, 1981. — 208 с. : ил.
  3. Познер, В.В. Прощание с иллюзиями : [о себе, времени и России с пугающей откровенностью] / Владимир Познер. — Москва : Астрель, 2012. — 478 с.
  4. Саппак, В.С. Телевидение и мы : четыре беседы / [предисловие Л. Кравченко]. — Москва : Искусство, 1988. — 166 с.
  5. Система средств массовой информации России : учебное пособие для студентов вузов по специальности «Журналистика» / [Засурский Я.Н., Алексеева М.И., Болотова Л.Д. и др. ]. — Москва : Аспект Пресс, 2003. — 257 с.
  6. Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Л. Цвик. — Москва : ЮНИТИ, 2013. — 495 с.
  7. Шаболовка 53 : Страницы истории телевидения : [сборник / составитель А.Ю. Розов]. — Москва : Искусство, 1988. — 255 с. : ил.

ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.

(Использованы материалы сайта https://vestikavkaza.ru/articles/Enver-Mamedov-voennyy-perevodchik-diplomat-zhurnalist-.html?ysclid=lkb3zm3qnr398466011; фотографии взяты из открытых источников ТКС «Интернет»)