15 августа 2023 года исполняется сто лет со дня рождения Энвера Назимовича Мамедова — незаурядного человека потрясающей судьбы, стоявшего у истоков Государственного телерадиовещания Советского Союза.
Энвер Назимович Мамедов родился в семье крупного бакинского чиновника царских времен. Его отец был репрессирован и погиб в заключении в 1949 году. Мать, Ольга Алексеевна Иванова, происходила из воронежских дворян, и по материнской линии у нее были родственные связи с Л.Н. Толстым. В детстве мальчик изучал с мамой и бабушкой немецкий, французский и итальянский языки. В школьные годы он освоил английский язык.
В начале Великой Отечественной войны 18-летний Энвер был курсантом авиационного училища и должен был стать летчиком-истребителем. После ранения молодого бойца, с учетом его превосходного знания нескольких иностранных языков, отправили на курсы военных переводчиков при Разведуправлении Генерального штаба. В 1943 году двадцатилетний Мамедов был зачислен в работники Народного комиссариата иностранных дел.
В 1944 году он был назначен первым секретарем при советском посольстве в Италии. Через год он вошел в состав военного трибунала над гитлеровскими высокопоставленными преступниками на Нюрнбергском процессе. Лейтенант Мамедов работал в паре с прокурором Романом Руденко и выполнял функцию сурдопереводчика с четырех языков.
После окончания Московского государственного педагогического института иностранных языков он трудился на должности советника-посланника в США и в главной редакции иновещания. Мамедов внес огромный вклад в развитие стратегии телерадиовещания СССР. Он продвигал создание спектаклей, фильмов‚ передач, которые составляют золотой фонд отечественной культуры: радиостанция «Маяк», «Голубой огонек», телепрограмма «Время». При Мамедове появились популярнейшие передачи «Вокруг смеха», «Кабачок 13 стульев», «Кинопанорама».
Мало кто знает, что Э.Н. Мамедов отстоял перед высоким партийным начальством знаменитый телесериал «Семнадцать мгновений весны» и ставший народным фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!». Когда ему попытались указать, что нацисты якобы были «совсем не такими», он жестко напомнил, что сам воевал, а потом участвовал в Нюрнбергском процессе как переводчик. «Иронию судьбы» Мамедов запустил в производство без согласований, хотя знал: в Госкино сценарий отвергли, усмотрев в нем пропаганду пьянства. Именно он взял на себя смелость выпустить в эфир без купюр такие фильмы, как «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень».
Благодаря личной инициативе Энвера Назимовича на советском телевидении появились прямые трансляции спортивных состязаний, съемки первых многосерийных фильмов, научно-популярные передачи «Очевидное-невероятное» и «Что? Где? Когда?». Знавшие Мамедова люди, рассказывали, что просматривая эфир интеллектуальной игры, он легко обыгрывал и знатоков, и телезрителей, отвечая на самые каверзные вопросы.
Авторитет первого заместителя председателя Госкомитета по телевидению и радиовещанию СССР среди коллег и товарищей был непререкаем. Известный российско-американский журналист Владимир Познер в своей книге «Прощание с иллюзиями» так отозвался об Энвере Мамедове: «Это человек совершенно блистательного ума и редко встречающегося бесстрашия». Мамедова в журналистских кругах часто цитируют как классика: например, слова о том, что «в информации не работают, а в информации вламывают».
Занимая высокий пост в отечественном телевидении, Мамедов всегда оставался самым непубличным лицом. Он не писал своих воспоминаний и редко давал интервью: «Если написал бы книгу, пришлось бы называть вещи своими именами, а, как ни странно, время для этого еще не пришло».
Несмотря на солидный возраст, столетний гуру советского и российского телерадиовещания по-прежнему в строю. Он является советником генерального директора Российского агентства международной информации «РИА Новости». Энвер Назимович Мамедов твердо убежден, что главное — это чувствовать пульс жизни, жить настоящим, а из прошлого брать только то, что полезно для будущего.
СПИСОК ИЗДАНИЙ (из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС):
- Звягинцев, А.Г. Нюрнбергский процесс / А.Г. Звягинцев. — Москва : РИПОЛ классик, 2018. — 158 с. : ил., портр.
- Левин, И.И. Записки военного переводчика. — Москва : Московский рабочий, 1981. — 208 с. : ил.
- Познер, В.В. Прощание с иллюзиями : [о себе, времени и России с пугающей откровенностью] / Владимир Познер. — Москва : Астрель, 2012. — 478 с.
- Саппак, В.С. Телевидение и мы : четыре беседы / [предисловие Л. Кравченко]. — Москва : Искусство, 1988. — 166 с.
- Система средств массовой информации России : учебное пособие для студентов вузов по специальности «Журналистика» / [Засурский Я.Н., Алексеева М.И., Болотова Л.Д. и др. ]. — Москва : Аспект Пресс, 2003. — 257 с.
- Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Л. Цвик. — Москва : ЮНИТИ, 2013. — 495 с.
- Шаболовка 53 : Страницы истории телевидения : [сборник / составитель А.Ю. Розов]. — Москва : Искусство, 1988. — 255 с. : ил.
ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.
(Использованы материалы сайта https://vestikavkaza.ru/articles/Enver-Mamedov-voennyy-perevodchik-diplomat-zhurnalist-.html?ysclid=lkb3zm3qnr398466011; фотографии взяты из открытых источников ТКС «Интернет»)