Москва – столица Российской Федерации. Город находится в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на обоих берегах реки Москвы. Это огромный мегаполис, который является историческим, политическим и духовным сердцем нашей страны. Москва – крупнейшая столица Европы, наполненная достопримечательностями, памятниками истории и культуры, а также музеями мирового уровня.
Славная история Москвы охватывает более восьми с половиной веков. Город неоднократно завоевывался, уничтожался и вновь возрождался из пепла. Принято считать, что Москва была основана в 1147 году суздальским князем Юрием Долгоруким. В 1156 году на обрывистом лесистом Боровицком холме, что высился над Москвой-рекой и устьем реки Неглинной, на месте древнего поселения построил князь новую деревянную крепость – будущий московский Кремль. Раскопки показывают, что укреплённые городища существовали на месте Москвы раньше 12 века, но названия их не зафиксированы в письменных источниках. Официальная версия взята из Ипатьевской летописи, но в ней говорится не об основании города, а о первом упоминании.
С годом основания столицы историки после долгих споров определились – это 1147 год. А вот день и месяц её образования до сих пор остается под вопросом. По некоторым данным, это день 5 апреля. Археологические раскопки показывают, что территория современной Москвы и Московской области была заселена издревле. Самые ранние находки — каменные и костяные топоры, ножи, рыболовные крючки и наконечники стрел — специалисты относят к эпохе неолита (позднейшего периода каменного века).
На территории села Дьяково (музей-заповедник «Коломенское») обнаружена первобытная стоянка IV тысячелетия до нашей эры, а в Орехово-Зуевском районе – почти на тысячу лет старше. В Московской области, (в Истре и Икше) археологи изучили множество захоронений конца III тысячелетия до нашей эры. Здесь жили кочевники-скотоводы, которые пользовались орудиями труда и украшениями из бронзы.
Земляные курганы 10 – 11 веков учёные приписывают славянским племенам: на землях современной Москвы жили в основном вятичи, а на севере нынешнего Подмосковья, выше Клязьмы, – кривичи. Следы славянских городищ находят почти во всех районах, имеющих выход к воде: Дьякове, Филях, Кунцеве, Матвеевском, Братееве, Зюзине. Самым старым московским домом считается жилище вятича-ремесленника, обнаруженное у современных Патриарших палат Кремля.
Наиболее авторитетным источником по вопросу первого достоверного упоминания о Москве считается Ипатьевская летопись: «В лето 6655. Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу приела Юрьи повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислал Гюрги и рече: «Приди ко мне, брате, в Московъ».
6655 год по древней традиции отсчитывался от сотворения мира. В современном летоисчислении это 1147 год. Князь Юрий (Георгий) Долгорукий, сын Владимира Мономаха, приглашает другого князя, Святослава Ольговича, на пир. Никак не обозначены ни статус поселения, ни отношение князя к его происхождению.
Этот событие открывает другой источник – Тверская летопись: «Того же лета (1156) князь великий Юрий Володимеричъ заложил град Москву на устниже Неглинны выше реки Яузы». То есть князь построил крепость и, судя по археологическим раскопкам, она занимала юго-западный угол современного Кремля.
Существует также «Предание об основании Москвы Олегом», или «О начале царствующего града Москвы», которое исследователи датируют второй половиной XVII века. В нём основателем Москвы объявляется воевода Рюрика — князь Олег, а само событие отнесено в 6388 (880) год. После Олега князем всех российских земель стал Игорь Рюрикович.
Хотя перечисленные легенды являются литературными памятниками, историки уделяли им немало внимания. Первые упоминания этих текстов встречаются у Василия Татищева. Известный русский историк Николай Карамзин называл их сказками. Иван Забелин, один из первых директоров Исторического музея, не был столь категоричен: он считал, что в легендах присутствует некое рациональное зерно.
Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского», в соответствии с Ипатьевской летописью, объявил датой основания Москвы 1147 год. Более того, он назвал точную дату встречи князей — 28 марта (праздник Похвалы Богородицы). Первым решился её оспорить профессор И.М. Снегирёв: ссылаясь на сдвиги церковного календаря, он «перенёс» событие на 5 апреля. Спор окончился ничем: по указу императора Николая I, Москва скромно отметила юбилей 1 января 1847 года.
Следующий юбилей, 800-летний, Москва отметила в сентябре 1947 года. Дату празднования назначил лично глава советского государства Иосиф Сталин. Потом наступило затишье. По инициативе московских властей в 1997 году возродилась традиция празднования дня рождения столицы, и с тех пор это знаменательное событие стало ежегодным.
Наука не стоит на месте: археологические раскопки в разных районах Москвы ведутся и в наше время, и новые артефакты дают повод для продолжения дискуссии о возрасте города. Например, поселение, открытое на территории Даниловского монастыря, датируется IX веком. К IX–X столетиям относят и следы построек, найденные рядом с Красной площадью. Немало вопросов вызывают и найденные старинные арабские монеты. Всё это заставляет некоторых исследователей говорить о том, что Москва может быть на 200 — 300 лет старше, чем по общепринятой версии.
21 век стал новой вехой в истории столицы Российской Федерации. Сегодня в Москве активно строят новые здания, реставрируют памятники архитектуры, благоустраивают парки, открывают пешеходные зоны. История Москвы, дорогой нашему сердцу столицы, продолжается.
ПОДГОТОВИЛА БЕЛЕНКО М.А.
Использованы материалы с сайтов: https://www.mos.ru/news/item/22507073/; https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/12329-letopisnoe-upominanie-moskvy.html; https://news.rambler.ru/science/36532664-istoriya-poyavleniya-moskvy-o-chem-govoryat-arheologicheskie-nahodki-letopisi-i-gorodskie-legendy/
Фотографии взяты из открытых источников ТКС «Интернет».