ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ДАЙДЖЕСТ «ЭПОСЫ НАРОДОВ РОССИИ» (к Году культурного наследия и Международному дню родного языка)

 «Ты помни: мира не узнаешь, не зная края своего!» (А.М. Горький).

Эпос (с древнегреческого языка «слово», «повествование») – это героическое сказание, которое представляет обобщенную картину жизни народа и рассказывает о славных подвигах мужественных героев. Эпические поэмы возникли на самых ранних этапах человеческой цивилизации. Долгое время они существовали только в устной форме, а потом их стали записывать. 

Эпос – это история народа, рассказанная самим народом. Эпос обладает исконно национальным своеобразием, отражает дух народа, его историю и культуру, быт и родной язык. Эпические произведения имеют как прозаическую, так и стихотворную форму. «Эпос любого народа… обладает не внешней целостностью, а внутренним единством, единством образов героев, одинаковых для всех песен, единством стиля и, главное, единством национально-идейного содержания…» (советский ученый-фольклорист В.Я. Пропп).

Предлагаем любознательному читателю ознакомиться с некоторыми масштабными эпосами народов нашей многонациональной России.

ОЛОНХО (якутский эпос)

Олонхо – древнейший эпический жанр устного народного творчества якутского народа. В нем воспеваются боевые подвиги боотуров (богатырей) во имя родной земли и мирного труда. Героический эпос состоит из пятнадцати тысяч стихотворных строк и исполняется олонхосутами (сказителями) в песенной и ритмичной форме, что придает звучанию сложность и, одновременно, невероятную красоту.

Мир героев Олонхо (худ. Т. Степанов)

В Олонхо рассказывается о создании Вселенной, состоящей из трех миров – Верхнего (божественного), Срединного (людского) и Нижнего (адского). В якутском эпосе всегда воспеваются человеческие ценности – уважение к родителям, супружеская верность, любовь к природе. Среди героев Олонхо ярко выделяется Ньургун Боотур – могучий богатырь на службе у богов, защищающий мир от демонов и монстров Нижнего мира.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - tri-mira-olonho.jpeg
Три мира Олонхо

Осьмикрайняя,

Об осьми ободах,

Бурями обуянная

Земля — всего живущего мать,

Предназначенно-обетованная,

В отдаленных возникла веках.

И оттуда сказание начинать…

«КАЛЕВАЛА» (карело-финский эпос)

«Калевала» является  важным источником сведений о дохристианских религиозных представлениях финнов и карел. В основу «Калевалы» легли пятьдесят рун – народных эпических песен. Обработкой фольклорного материала занимался финский языковед и врач Элиас Лённрот (1802 – 1884), который сюжетно связал отдельные народные песни.

Элиас Лённрот (1802-1884)

В «Калевале» повествуется о создании мира, главными героями которого являются богатыри Вяйнямейнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен. В карело-финском эпосе есть место темной магии, шаманству и настоящим приключениям. 28 февраля 1835 года Элиас Лённрот скромно подписал инициалами «E.L.» предисловие к первому изданию эпической поэмы «Калевала». С тех пор эта дата отмечается как День «Калевалы».

Мне пришло одно желанье,
Я одну задумал думу
Быть готовым к песнопенью
И начать скорее слово,
Чтоб пропеть мне предков песню,
Рода нашего напевы…

«МАСТОРАВА» (эрзянский эпос)

«Ма́сторава» – героический эпос эрзян и мокшан (этнические группы мордвы), опубликованный в 1994 году российским филологом и историком А.М. Шароновым на основе героических мифов, песен и сказаний. В «Мастораве» представлены старинные песни и сказания, обрядовая поэзия, пословицы и поговорки.

Мордовский национальный герой — князь Тюштя

Главные языческие боги и герои мордовского эпоса: Инешкипаз (творец мира), Анге (жена Инешкипаза, богиня красоты), Идемевсь (Дьявол, антипод Инешкипаза), Пурьгинепаз (бог грома и дождя), Масторава (богиня земли), Кудадей (основатель мордовского народа), Нарчатка (княгиня-воительница). Вместе взятые, они образуют поэтизированный образ народа.

Мордовская богиня леса Вирьава

Словно жаворонок, сердце

У него поет и в дали

Улететь быстрей стремится,

Где за синим горизонтом

Мир неведомый и чудный.

Там, за морем, Масторава.

К ней душа его стремится.

ДОРВЫЖЫ (удмуртский эпос)

Национальный эпос удмуртского народа собирали поэты и ученые в течение нескольких веков. «Дор» – это Родина, духовное начало человека, а «выжы» – это родство многих поколений, корни, уходящие вглубь столетий. Попытка создать единый свод удмуртского героического эпоса была предпринята в начале XX века удмуртским поэтом К. Гердом и русским историком-этнографом М.Г. Худяковым. Благодаря вольному переводу поэта и ученого В.М. Ванюшева эпос зазвучал на удмуртском языке.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - udmurtskie-batyry.jpg

В песнях и преданиях «Дорвыжи» повествуется о том, как боги создали землю и великанов зерпалов, о золотом веке Кылдысина (покровителя земледелия), когда люди жили в гармонии с природой. Сказание о батырах переносит на древнюю чепецкую землю, где вдоль реки появились городища богатыря-удмурта Донды и его сыновей – Идны, Весья, Зуя, Ватка…

Пусть те подвиги героев,

о которых пели струны,

служат в жизни нам примером,

старики пусть мудры будут,

пусть отважны молодые,

пусть удмурты помнят храбрость,

силы доблестных батыров,

пусть внимая древним песням,

станут лучше и добрее.

«ДЖАНГАР» (калмыцкий эпос)

В устном народном творчестве калмыков повествование о славных деяниях народных богатырей (батыров) объединено вокруг великого нойона (князя) Джангара. Батыр Хонгор наделен необыкновенной храбростью, Алтан Цеджи – мудростью, Савар Тяжелорукий – силою, Санал – выносливостью. Песни калмыцкого эпоса изображают эпизоды военной борьбы с иноземными врагами Бумбы – страны вечной молодости, где люди живут в благополучии под защитой Джангара и его двенадцати соратников.

Счастья и мира вкусила эта страна,

Где неизвестна зима, где всегда — весна,

Где, не смолкая, ведут хороводы свои

Жаворонки сладкогласные и соловьи,

Где и дожди подобны сладчайшей росе,

Где неизвестна смерть, где бессмертны все,

Где небеса в нетленной сияют красе,

Где неизвестна старость, где молоды все,

Благоуханная, сильных людей страна,

Обетованная богатырей страна.

НАРТЫ (осетинский эпос)

Нартский эпос бытует у ряда народов Северного Кавказа, его основу составляют сказания о происхождении и деяниях героев-богатырей («нартов»). Этот древнейший памятник духовной культуры кавказских народов считают своим наследием осетины, абхазы, адыги, карачаевцы, балкарцы, вайнахи и некоторые народности Дагестана и Грузии. 

Душой богатырского сообщества нарта является мудрая Сата́на (Сатаней) – мудрая мать народа, могущественная чародейка. Героями осетинского эпоса являются также народные богатыри Урузмаг, Хамыц, Сослан, Батраз, Ацамаз.

Из нартского сказания «Уархаг и его сыновья»:

«К  старости родились у нарта Уархага два сына-близнеца. В  час, когда поют первые петухи, родился первый сын, и в ту же ночь, когда утренняя звезда Бонварнон еще не взошла на небо, в час, когда поют вторые петухи, родился второй сын… Позвал  Уархаг на пир небесного кузнеца Курдалагона, повелителя бездны  морской  Донбеттыра  и тестя своего  Сайнаг-алдара… Про отважного говорят – ахсар. Таким был первый брат. И так его назвали.  Но еще отважнее был второй брат, и назвали его Ахсартаг, что значит «отважнейший».

«УРАЛ-БАТЫР» (башкирский эпос)

«Урал-Батыр» вобрал в себя древнейшую мифологию, которая существовала много тысячелетий назад в недрах первобытнообщинного строя. События башкирского эпоса происходят в фантастическом мире, где герои, наделенные сверхчеловеческими способностями, совершают великие или неблаговидные дела. Центральное место в «Урал-батыре» занимает тема жизни и смерти, бессмертия, добра и зла. Во вступительной части рассказывается о Всемирном потопе, первых людях – Янбирде и Янбике, рождении их героических сыновей Урал-батыра и Шульгана.

Урал со старшим братом вдвоем,

Считая дни, месяцы, годы,

Где через черный бурелом,

Где через горы, а где бродом —

Двигались вместе одним путем…

Эвенский танец «Заря» (ансамбль «Нулгур», Камчатка) — запись 2016 года.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.