«Ты помни: мира не узнаешь, не зная края своего!» (А.М. Горький).
Эпос (с древнегреческого языка «слово», «повествование») – это героическое сказание, которое представляет обобщенную картину жизни народа и рассказывает о славных подвигах мужественных героев. Эпические поэмы возникли на самых ранних этапах человеческой цивилизации. Долгое время они существовали только в устной форме, а потом их стали записывать.
Эпос – это история народа, рассказанная самим народом. Эпос обладает исконно национальным своеобразием, отражает дух народа, его историю и культуру, быт и родной язык. Эпические произведения имеют как прозаическую, так и стихотворную форму. «Эпос любого народа… обладает не внешней целостностью, а внутренним единством, единством образов героев, одинаковых для всех песен, единством стиля и, главное, единством национально-идейного содержания…» (советский ученый-фольклорист В.Я. Пропп).
Предлагаем любознательному читателю ознакомиться с некоторыми масштабными эпосами народов нашей многонациональной России.
ОЛОНХО (якутский эпос)
Олонхо – древнейший эпический жанр устного народного творчества якутского народа. В нем воспеваются боевые подвиги боотуров (богатырей) во имя родной земли и мирного труда. Героический эпос состоит из пятнадцати тысяч стихотворных строк и исполняется олонхосутами (сказителями) в песенной и ритмичной форме, что придает звучанию сложность и, одновременно, невероятную красоту.
В Олонхо рассказывается о создании Вселенной, состоящей из трех миров – Верхнего (божественного), Срединного (людского) и Нижнего (адского). В якутском эпосе всегда воспеваются человеческие ценности – уважение к родителям, супружеская верность, любовь к природе. Среди героев Олонхо ярко выделяется Ньургун Боотур – могучий богатырь на службе у богов, защищающий мир от демонов и монстров Нижнего мира.
Осьмикрайняя,
Об осьми ободах,
Бурями обуянная
Земля — всего живущего мать,
Предназначенно-обетованная,
В отдаленных возникла веках.
И оттуда сказание начинать…
«КАЛЕВАЛА» (карело-финский эпос)
«Калевала» является важным источником сведений о дохристианских религиозных представлениях финнов и карел. В основу «Калевалы» легли пятьдесят рун – народных эпических песен. Обработкой фольклорного материала занимался финский языковед и врач Элиас Лённрот (1802 – 1884), который сюжетно связал отдельные народные песни.
В «Калевале» повествуется о создании мира, главными героями которого являются богатыри Вяйнямейнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен. В карело-финском эпосе есть место темной магии, шаманству и настоящим приключениям. 28 февраля 1835 года Элиас Лённрот скромно подписал инициалами «E.L.» предисловие к первому изданию эпической поэмы «Калевала». С тех пор эта дата отмечается как День «Калевалы».
Мне пришло одно желанье,
Я одну задумал думу
Быть готовым к песнопенью
И начать скорее слово,
Чтоб пропеть мне предков песню,
Рода нашего напевы…
«МАСТОРАВА» (эрзянский эпос)
«Ма́сторава» – героический эпос эрзян и мокшан (этнические группы мордвы), опубликованный в 1994 году российским филологом и историком А.М. Шароновым на основе героических мифов, песен и сказаний. В «Мастораве» представлены старинные песни и сказания, обрядовая поэзия, пословицы и поговорки.
Главные языческие боги и герои мордовского эпоса: Инешкипаз (творец мира), Анге (жена Инешкипаза, богиня красоты), Идемевсь (Дьявол, антипод Инешкипаза), Пурьгинепаз (бог грома и дождя), Масторава (богиня земли), Кудадей (основатель мордовского народа), Нарчатка (княгиня-воительница). Вместе взятые, они образуют поэтизированный образ народа.
Словно жаворонок, сердце
У него поет и в дали
Улететь быстрей стремится,
Где за синим горизонтом
Мир неведомый и чудный.
Там, за морем, Масторава.
К ней душа его стремится.
ДОРВЫЖЫ (удмуртский эпос)
Национальный эпос удмуртского народа собирали поэты и ученые в течение нескольких веков. «Дор» – это Родина, духовное начало человека, а «выжы» – это родство многих поколений, корни, уходящие вглубь столетий. Попытка создать единый свод удмуртского героического эпоса была предпринята в начале XX века удмуртским поэтом К. Гердом и русским историком-этнографом М.Г. Худяковым. Благодаря вольному переводу поэта и ученого В.М. Ванюшева эпос зазвучал на удмуртском языке.
В песнях и преданиях «Дорвыжи» повествуется о том, как боги создали землю и великанов зерпалов, о золотом веке Кылдысина (покровителя земледелия), когда люди жили в гармонии с природой. Сказание о батырах переносит на древнюю чепецкую землю, где вдоль реки появились городища богатыря-удмурта Донды и его сыновей – Идны, Весья, Зуя, Ватка…
Пусть те подвиги героев,
о которых пели струны,
служат в жизни нам примером,
старики пусть мудры будут,
пусть отважны молодые,
пусть удмурты помнят храбрость,
силы доблестных батыров,
пусть внимая древним песням,
станут лучше и добрее.
«ДЖАНГАР» (калмыцкий эпос)
В устном народном творчестве калмыков повествование о славных деяниях народных богатырей (батыров) объединено вокруг великого нойона (князя) Джангара. Батыр Хонгор наделен необыкновенной храбростью, Алтан Цеджи – мудростью, Савар Тяжелорукий – силою, Санал – выносливостью. Песни калмыцкого эпоса изображают эпизоды военной борьбы с иноземными врагами Бумбы – страны вечной молодости, где люди живут в благополучии под защитой Джангара и его двенадцати соратников.
Счастья и мира вкусила эта страна,
Где неизвестна зима, где всегда — весна,
Где, не смолкая, ведут хороводы свои
Жаворонки сладкогласные и соловьи,
Где и дожди подобны сладчайшей росе,
Где неизвестна смерть, где бессмертны все,
Где небеса в нетленной сияют красе,
Где неизвестна старость, где молоды все,
Благоуханная, сильных людей страна,
Обетованная богатырей страна.
НАРТЫ (осетинский эпос)
Нартский эпос бытует у ряда народов Северного Кавказа, его основу составляют сказания о происхождении и деяниях героев-богатырей («нартов»). Этот древнейший памятник духовной культуры кавказских народов считают своим наследием осетины, абхазы, адыги, карачаевцы, балкарцы, вайнахи и некоторые народности Дагестана и Грузии.
Душой богатырского сообщества нарта является мудрая Сата́на (Сатаней) – мудрая мать народа, могущественная чародейка. Героями осетинского эпоса являются также народные богатыри Урузмаг, Хамыц, Сослан, Батраз, Ацамаз.
Из нартского сказания «Уархаг и его сыновья»:
«К старости родились у нарта Уархага два сына-близнеца. В час, когда поют первые петухи, родился первый сын, и в ту же ночь, когда утренняя звезда Бонварнон еще не взошла на небо, в час, когда поют вторые петухи, родился второй сын… Позвал Уархаг на пир небесного кузнеца Курдалагона, повелителя бездны морской Донбеттыра и тестя своего Сайнаг-алдара… Про отважного говорят – ахсар. Таким был первый брат. И так его назвали. Но еще отважнее был второй брат, и назвали его Ахсартаг, что значит «отважнейший».
«УРАЛ-БАТЫР» (башкирский эпос)
«Урал-Батыр» вобрал в себя древнейшую мифологию, которая существовала много тысячелетий назад в недрах первобытнообщинного строя. События башкирского эпоса происходят в фантастическом мире, где герои, наделенные сверхчеловеческими способностями, совершают великие или неблаговидные дела. Центральное место в «Урал-батыре» занимает тема жизни и смерти, бессмертия, добра и зла. Во вступительной части рассказывается о Всемирном потопе, первых людях – Янбирде и Янбике, рождении их героических сыновей Урал-батыра и Шульгана.
Урал со старшим братом вдвоем,
Считая дни, месяцы, годы,
Где через черный бурелом,
Где через горы, а где бродом —
Двигались вместе одним путем…
Эвенский танец «Заря» (ансамбль «Нулгур», Камчатка) — запись 2016 года.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.