МУЗЕЙНЫЙ ГИД «ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ — БЕСЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ ФЛОРЕНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ» (к перекрестному Году музеев в России и Италии)

Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi, «галерея канцелярий») ‒ дворец в итальянской Флоренции, являющийся одним из крупнейших и значимых музеев европейского изобразительного искусства. Старинный «город гениев» Флоренция пропитан свободным духом эпохи Возрождения, сосредоточием гениальных творений человечества в истории искусства. На свете найдется мало городов, давших миру такую плеяду выдающихся мастеров живописи, архитектуры, литературы, философии.

«Город гениев» Флоренция

Одной из главных достопримечательностей Флоренции, притягивающей ежегодно до десяти миллионов туристов, является Галерея Уффици. Она считается неотъемлемой частью флорентийского музейного комплекса. Жемчужина музея — богатейшее собрание живописи 13 ‒ 18 веков знаменитого тосканского королевского рода Медичи. Кроме того, в Галерее представлена бесценная коллекция статуй и бюстов ‒ римских копий античных греческих скульптур.

Галерея Уффици во Флоренции у реки Арно
Тосканский королевский род Медичи

История Уффици началась в 1559 году, когда правитель Флоренции герцог Козимо I Медичи замыслил объединить все административные службы города в одном просторном дворце. В нем предполагали разместить основные городские учреждения Флоренции: магистрат, городской архив, библиотеку. Козимо I хотел продемонстрировать жителям Флоренции богатство и влияние своего славного семейства, а также собрать под одной крышей все административные и судебные канцелярии города.

Аньоло Бронзино «Портрет герцога Козимо I де Медичи в доспехах»

Для реализации грандиозного проекта был приглашен знаменитый флорентийский архитектор и художник Джорджо Вазари. В 1574 году Вазари умер, и заканчивал строительство его преемник Бернардо Буонталенти. После возведения дворца началось формирование музея, основу которого составили коллекции картин и скульптур аристократической династии Медичи, правившей Флорентийской республикой в течение многих столетий.

Итальянский художник и архитектор Джорджо Вазари (автопортрет, 1568)

До середины 18 века галерея Уффици оставалась частным владением Медичи. Последний представитель рода ‒ Анна Мария Луиза де Медичи ‒ завещала все художественные ценности своей семьи родному городу с условием свободного доступа в музей для всех желающих. Дворец был открыт для широкой публики в 1769 году.

Принцесса Анна Мария Луиза де Медичи, подарившая Флоренции сокровища Галереи Уффици

Сегодняшний Уффици ‒ это два корпуса, соединенные между собой легкой галереей, расположенной параллельно набережной реки Арно. В залах галереи хранятся поражающие красотой шедевры итальянских мастеров Джотто, Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Амброджо Лоренцетти, Паоло Веронезе, Джованни Беллини, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Джорджоне, Тициана, Караваджо, Филиппо Липпи  и многих других. Здесь также немало образцов античного, французского, испанского, немецкого, голландского и фламандского искусства. Уникально и находящееся в галерее собрание автопортретов европейских художников.

Экспозиция Уффици размещена в пятидесяти двух залах, причем для удобства посетителей экспонаты размещены в хронологическом порядке. Музей ежегодно принимает более двух миллионов любителей искусства.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - uffizi-800x600-1.jpg

ШЕДЕВРЫ ИТАЛЬЯНСКОЙ ЖИВОПИСИ В ГАЛЕРЕЕ УФФИЦИ

Джоттино «Святой Ремигио, Пьета» (1365)
Боттичелли «Рождение Венеры» (1492-1496)
Леонардо да Винчи «Благовещение» (1472)
Филиппо Липпи «Мадонна и Младенец с двумя ангелами» (1465)
Рафаэль «Мадонна со щеглом» (1506)
Корреджо «Отдых на пути в Египет» (1516)
Караваджо «Вакх» (1596)
Тициан «Флора» (1515-1520)
Алессандро Аллори «Ужин в Эммаусе» (ок. 1600)
Каналетто «Вид Дворца Дожей в Венеции» (1729)

МУЗЕЙ РУССКОЙ ИКОНЫ В УФФИЦИ

С конца 2021 года в Галерее Уффици выставлена коллекция русской религиозной живописи, принадлежавшая могущественному семейству Медичи. Это старейшее собрание русской религиозной живописи за пределами России. Работы демонстрируются в Палаццо Питти, бывшей резиденции великих герцогов Тосканы, в рамках постоянной экспозиции «Музей русской иконы», в которую включены семьдесят восемь икон 16 – 18 веков.

Дворец Палаццо Питти во Флоренции, где хранится собрание русских икон

Среди наиболее значимых экспонатов ‒ двухпанельный Месяцеслов (Менологий), календарь православных религиозных праздников, включающий более ста миниатюр. Единственная подписная икона в коллекции – Богоматерь Тихвинская, имеющая дату 16 июля 1728 года и подпись русского иконописца Василия Грязнова.

Икона Богоматери Тихвинской русского художника Василия Грязнова (1728)

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.