Эдуард Мане (23.01.1832 – 30.04.1883) – всемирно известный французский художник XIX века. Своим искусством Э. Мане предвосхитил возникновение импрессионизма и стал одним из его основоположников. Его творчество стало переходным звеном между реализмом и импрессионизмом. За это Эдуарда Мане называют последним из великих художников-классиков и первым представителем современного искусства.
Его родители, богатые буржуа, надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Но у Эдуарда были свои планы на дальнейшую жизнь. Он хотел стать моряком и в шестнадцать лет совершил в качестве юнги дальнее плавание в Рио-де- Жанейро. Но, дважды провалив вступительные экзамены в мореходную школу, он ставит точку на своей мечте.
Брат матери Эдуарда Мане, разглядев художественное призвание племянника, подталкивает его к обучению живописи и Мане поступает в мастерскую Тома Кутюра. Здесь будущий художник приобщился к классическому наследию, изучая старых мастеров живописи. Одновременно Мане усердно посещает Лувр, а после ухода от Кутюра совершает турне по музеям Италии, Голландии, Германии и Австрии. Объекты его поклонения — Тициан и Тинторетто, Рембрандт и Хальс, Пуссен, Делакруа и Энгр.
К 1858 году он становится уже довольно известным в Париже, как художник с хорошими перспективами. Но его попытки выставить свои картины на выставке Парижского салона постигают неудачи, его полотна отвергают. Однако в 1861 году его картина «Испанский певец» занимает своё скромное место под потолком на очередной выставке Салона. Картина обратила на себя всеобщее внимание.
Посетителей поразила манера исполнения: традиционная лепка фигуры посредством светотени, сдержанный тёмный колорит и в то же время ослепительные контрасты белых и чёрных тонов. Жюри наградило автора почётным отзывом. Но последующие картины опять отвергнуты Салоном, и художник вынужден был выставить их на Салоне отверженных. Травля вынуждает Мане на время покинуть Париж, и Мане отправляется в Испанию, где изучает работы Эль Греко, Гойи и Веласкеса. Он упорно изучает натуру, пишет этюды и пейзажи и даёт новое направление живописи, названное импрессионизмом.
В своём творчестве Мане стремился к созданию образа современного человека, жителя большого города, каким был Париж периода Второй империи. Уличная певица, цирковые актёры, мальчик из оркестра, завсегдатаи кафе, писатели, музыканты, певцы – вот те персонажи, которые зритель видел на картинах Эдуарда Мане в тех редких случаях, когда художнику удавалось устроить персональную выставку.
«Надо быть современным и писать то, что видишь» — таково мнение художника. В своих полотнах он выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас.
В своей многофигурной композиции «Музыка в садах Тюильри» Мане передал своеобразие парижской толпы со строгими мужскими фигурами и красочными женскими силуэтами. Посредством едва намеченных на дальнем плане пятен лиц художник создаёт впечатление живого движения, мелькания множества людей.
Художник создаёт также ряд мужских портретов. Среди них портрет писателя Эмиля Золя, с кем связывала Мане долголетняя дружба. «Вы знаете, какое действие оказывают картины Мане в Салоне. Они попросту пробивают стену. Вокруг них выставлены сласти кондитеров от искусства…» — писал Золя.
Серия женских образов притягивает и вызывает ощущение мягкости, плавных линий, особой женственности. «Железная дорога», «Мадам Мане за роялем», «Лола из Валенсии» – эти портреты овеяны особой теплотой. В Салоне отвергнутых вызвала бурную реакцию картина «Завтрак на траве». Сцена отдыха молодых парижан на берегу Сены воспринималась как нечто неприличное. Публике, привыкшей к изображению наготы лишь в пасторальных и мифологических сюжетах, казалось нелепым сопоставление двух одетых в современные костюмы мужчин с обнажённой женской фигурой.
Отклик художника вызвали и исторические события. В 1864 году, в период летнего пребывания в портовом городке Булонь, Мане изобразил в картине «Бой «Керсерджа» и «Алабамы» – один из финальных эпизодов войны Севера и юга в Америке. Здесь представлена сцена потопления «Алабамы», крейсера южных штатов, застигнутого северо-американским судном «Керсерджем» в открытом море, близ французского берега у порта Шербур.
Официальное признание Эдуард Мане получил в 1882 году, когда ему был вручён орден Почётного легиона – главная награда Франции. К тому времени художник уже был смертельно болен. Картины Мане ожидала слава после кончины мастера. По выражению Эмиля Золя, «повторилась вечная история: людей убивала человеческая тупость, чтобы затем ставить им памятники…».
Творчество Эдуарда Мане нашло достойное место в сборнике А.А. Ладвинской «Семьдесят знаменитых художников» и в трёхтомнике И. Долгополова «Мастера и шедевры». Ему посвящены значительные страницы в прекрасно иллюстрированных изданиях Чегодаева А.Д. «Импрессионисты» и Недошивина Г. «Сто встреч в мире искусства». На страницах книги «Западноевропейское искусство 19 века» Н.В. Яворской прослеживается творческий путь художника.
Самые полные сведения о жизни и творчестве французского живописца представлены в издании Анри Перрюшо «Эдуард Мане» из серии «Жизнь замечательных людей».
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА БЕЛЕНКО М.А.