Жан-Батист Мольер (15.01.1622 – 17.02.673) – французский поэт, актер, создатель классицистической комедии. Родился в Париже; сын королевского камердинера. В 1631 – 1639 годах учился в иезуитском Клермонском коллеже, проявлял большой интерес к учебе. Мольер перевел на французский поэму «О природе вещей» римского поэта и философа Лукреция.
Мольер изучал юридические науки в Орлеанском университете, сдал экзамен на звание лиценциата права, замещал отца в должности королевского камердинера. Затем организовал вместе с семьей Бежар «Блистательный театр»; ставил трагедии, трагикомедии, пасторали. Позднее принял фамилию Мольер. После серии провалов театр прекратил свое существование.
В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески, добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской комедии масок (комедия дель арте). Их успех побудил его обратиться к более крупным формам. Мольеровская труппа стала самой популярной во французской провинции. С этого времени Мольер окончательно отказался от трагических ролей и стал играть только комедийных персонажей.
Мольер оставил богатое наследие – более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия.
Писатель постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые. В начале 1660-х годов Мольер создал новый комедийный жанр – высокую комедию, отвечающую классицистическим правилам: пятиактная структура, стихотворная форма, единство времени, места и действия, интрига, интеллектуальные персонажи. Это относится к таким пьесам как «Школа жен», «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Ученые женщины». Сущностной чертой высокой комедии был элемент трагического, наиболее ярко проявившийся в «Мизантропе». Комедии Мольера затрагивают широкий круг проблем современной жизни: отношения отцов и детей, брак и семья, нравственное состояние общества религия, культура, наука…
Главная черта мольеровских персонажей – самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и судьбу в борьбе со старым и отжившим. Фигура оппонента обязательна для классицистической комедии, ибо действие в ней развивается в контексте споров и дискуссий.
Другая черта героев Мольера – их неоднозначность. Многие из них обладают не одним, а несколькими качествами (Дон Жуан), или же по ходу действия происходит усложнение или изменение их характеров (Оргон в «Тартюфе»). Но всех отрицательных персонажей объединяет одно – нарушение меры. Мера – главный принцип классицистической эстетики.
Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра – через смех гармонизировать мир и человеческие отношения. Творчество великого французского комедиографа оказало огромное влияние не только на драматургическое искусство Франции (Лесаж, Бомарше), но и на всю мировую драматургию (Шеридан, Гольдони, Лессинг). В России его последователями были Сумароков, Княжнин, Капнист, Крылов, Фонвизин, Грибоедов.
Оценивая комедию как жанр, Мольер заявляет, что она не только равноправна с трагедией, но даже выше ее, ибо «заставляет смеяться честных людей» и тем самым «способствует искоренению пороков». Задача комедии — быть зеркалом общества, изображать недостатки людей своего времени. Критерием художественности комедии служит правда действительности.
Комедии Мольера можно разделить на два типа, отличные по художественной структуре, характеру комизма, по интриге и содержанию в целом. К первой группе относятся комедии бытовые, с фарсовым сюжетом, одноактные или трехактные, написанные прозой («Смешные жеманницы», «Рогоносец», «Лекарь поневоле»). Другая группа — это «высокие комедии», для которых характерен комизм интеллектуальный («Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Ученые женщины»).
Мольер первый удачно совместил традиции средневекового фарса и итальянских комедийных традиций. Творчество французского мастера до сих пор считается образцом классицистического комедийного жанра.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА БЕЛЕНКО М.А.