Луи Огюст Гюстав Доре (06.01.1832 – 23.01.1883) – выдающийся французский художник и график, яркий представитель европейской живописи второй половины 19 века. Лев Варшавский, исследователь творчества Доре, утверждал: «Он внес в сокровищницу мировой графики непревзойденные по своим художественным достоинствам рисунки, проявив глубокое проникновение в сущность явлений …».
Художник родился 6 января 1832 года в Страсбурге в семье инженера по строительству мостов. Его ранние детские рисунки удивляли и поражали окружающих. В четырнадцать лет Гюстав выполнил серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Будущий художник не смог получить серьезного художественного образования, академией для него стали природный талант и упорный труд.
Еще в годы учебы в парижском лицее Шарлемань Доре был принят в штат «Journal pour rire» («Журнал для смеха») – одного из ведущих сатирических изданий французской столицы. Тогда же был опубликован альбом его литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии к альбому было написано, что рисунки «задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических студий. Мы решили сообщить об этом не только с целью вызвать особый интерес публики к работам юного мастера, но также отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это, достигнет удивительных высот в искусстве».
В 1852 году двадцатилетний художник покинул издательство, чтобы полностью посвятить себя созданию книжных иллюстраций и гравюр. Доре иллюстрировал поэмы Байрона, сатирический роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Озорные рассказы» Оноре де Бальзака. Гениальной руке мастера также принадлежат гравюры для оформления книг мировой классики. Среди них: «Божественная комедия» Данте, «Потерянный рай» Мильтона, сказки Шарля Перро, «Дон Кихот» Сервантеса, «Басни» Лафонтена, романы Жюля Верна …
В 1865 году Гюстав закончил монументальную работу: он создал двести тридцать иллюстраций к французскому переводу Библии в двух томах. Известный советский искусствовед Л.А. Дьяков писал о творении художника: «Обращаясь к Ветхому завету, он даст его в плане древнего космизма, стремясь передать грандиозные процессы, переживаемые человечеством на заре цивилизации …: вздыбленные скалы, бескрайние долины, бездонные ущелья, чудовищные деревья, несметные человеческие потоки, яркие вспышки света, прорезающие ночную мглу …».
Библия с иллюстрациями Доре была переведена на десятки языков и издана во многих странах мира. Она претерпела больше тысячи переизданий. В России Священная книга с рисунками Доре впервые вышла в трех томах в 1876 году в издательстве Маврикия Вольфа.
В середине 60-х годов Доре переехал в Лондон, где рисовал огромные полотна на библейские и евангельские сюжеты: «Титаны», «Смерть Орфея», «Медный змий», «Изгнание торговцев из храма», «Сон жены Пилата», «Снятие с креста». Французский живописец также является автором замечательных пейзажных полотен.
По воспоминаниям современников, Доре отличался фанатичной работоспособностью и колоссальным профессионализмом. Друг художника, живописец Бурделен, так описывал его метод работы: «Я видел, как Гюстав заработал 10 тысяч франков за одно утро. Перед ним находилось около двадцати досок, он переходил от одной к другой, набрасывал рисунок с быстротой и уверенностью, которые изумляли. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Затем он со смехом отбросил карандаши в сторону, … и сказал мне весело: «Неплохая утренняя зарядка, мой друг. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь, я голоден как раз на эту сумму».
«Иллюстратор всех времен», как называли современники Гюстава Доре, умер от сердечного приступа 23 января 1883 года в возрасте пятидесяти одного года. Незадолго до смерти художник успел создать скульптурный монумент в память о своем близком друге-писателе Александре Дюма.
Восемьдесят тысяч рисунков, иллюстрации к самым значительным произведениям мировой литературы и Библии. Сотни переизданий по всему миру, прижизненное мировое признание, «народный художник», – все это относится к имени Гюстава Доре. Уже многие поколения почитателей искусства французского гения попадают под власть чар загадочного мастера, чьи работы по праву входят в золотой фонд культурного наследия человечества.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.