Эль Греко (1541 — 07.04.1614) – великий испанский художник эпохи позднего Возрождения. Многие его картины, особенно из апостольского цикла, поражают уровнем мысли и фантастического мастерства. Имя этого загадочного художника занимает одно из ключевых мест в истории мировой живописи. Наряду с Диего Веласкесом, Эль Греко является одним из основных представителей испанского барокко.
Для неповторимого стиля творчества Эль Греко характерно объединение византийских традиций и западной школы живописи. Он был гением, заглянувшим в вечность, опередившим время и предвосхитившим художественные поиски мастеров конца XIX – начала XX века.
Доменикос Теотокопулос, известный всему миру как Эль Греко, появился на свет предположительно в 1541 году. Местом его рождения считается деревня Фоделе на острове Крит, который в ту эпоху принадлежал Венецианской республике. К первым учителям талантливого мальчика относят иконописца Михаила Дамаскина – представителя Критской иконописной школы.
В 1567 году двадцатишестилетний Эль Греко переехал в Венецию. Там художника прозвали «греком» (еl Greco), избегая сложное для произношения греческое имя. Под этим именем он и вошел в историю мирового искусства. В ранних работах Эль Греко прослеживается влияние венецианской школы живописи (Якопо, Тициан, Тинторетто, Веронезе): насыщенный цвет, динамичные многофигурные композиции с контрастами света и тени. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос, исцеляющий слепого», «Благовещение», ««Изгнание торговцев из Храма», «Тайная вечеря», «Поклонение волхвов».
Эль Греко занимался также портретной живописью, до наших времен сохранились такие картины как «Мальчик, раздувающий лучину», «Портрет Джулио Кловио», «Дама в мехах», «Портрет кардинала Фернандо Ниньо де Гевары».
Первыми произведениями, относящимися к испанскому периоду, были картины, выполненные для церкви Санто-Доминго-эль-Антигуо в Толедо: «Вознесение Девы Марии», «Святая Троица», «Совлечение одежд с Христа», изображения Святого Иоанна Богослова и Святого Иоанна Крестителя.
Эль Греко практически всю жизнь учился. Он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью, итальянским, испанским. Художник был владельцем одной из богатейших библиотек в древней испанской столице – городе Толедо, куда он со временем перебрался на постоянное место жительства.
Именно в Толедо сложился тот уникальный стиль Эль Греко, который явился плодом встречи искусства поствизантийской Греции, ренессансной Италии и барочной Испании. «Сочетание этих трех культур превратило его в столь оригинального мастера, что его нельзя причислить ни к одной из художественных школ. Он единственный в своем роде, необыкновенный по стилю и эмоциональной выразительности, – отмечал американский историк искусства XX века Гарольд Уэти.
Толедо художник считал своей второй родиной и часто рисовал его. До наших дней дошла картина Эль Греко «Вид Толедо», которая сегодня хранится в Нью-Йоркском музее «Метрополитен». В своей знаменитой картине на первый план художник выдвинул разворачивающуюся драму между небом и землей – двумя могучими стихиями.
Огромное воздействие на Эль Греко оказал Микеланджело Буонаротти – один из гениев эпохи Ренессанса. Когда Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело уже не было в живых. Самая известная из поздних картин Эль Греко «Снятие пятой печати», или «Видение Святого Иоанна Богослова» (1608-1614), была создана под впечатлением фрески Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле в Ватикане.
Одной из важнейших черт живописи Эль Греко является его глубокая внутренняя религиозность и понимание сути христианства. Через все творчество живописца центральной фигурой проходит образ Христа и его учеников. Особенно необыкновенна по эмоциональности и художественной выразительности незавершенная галерея образов святых «Апостоладос»: «Святой Апостол Андрей», «Святой Иоанн Богослов», «Слезы Святого Петра», «Святой Иоанн Креститель».
Самой известной из апостольской серии Эль Греко стала картина «Апостолы Петр и Павел», над созданием которой художник работал больше пяти лет. Мы явственно ощущаем внутреннее противостояние двух характеров – кроткого, сомневающегося Святого Петра и последовательного в своих суждениях, страстного проповедника Святого Павла. Его убежденность и сила духа подчеркнуты фронтальным расположением фигуры, красным цветом мантии, решительным жестом руки, опирающейся на книгу.
На полотнах Эль Греко часто встречаются странные, чарующие образы, далекие от классических канонов красоты. Для изображенных художником фигур характерны неестественно вытянутые пропорции рук и ног, высокие лбы, бездонные глаза, ассиметричные черты лица. Кажется, что они, подобные теням или колеблющимся языкам пламени, едва удерживаются на земле.
Картины испанского художника отличает манера широкого, свободного мазка с использованием ярких вспышек чистого цвета, что придавало динамизм и экспрессию работам живописца. Эта техника мастера невероятно опережала свое время и вызывала часто непонимание даже у собратьев по кисти.
Эль Греко умер 7 апреля 1614 года в возрасте семидесяти трех лет. Великий испанский художник православного греческого происхождения оставил после себя нетленные полотна, которые даже спустя четыре столетия поражают глубокой искренностью и во многом необъяснимым мировосприятием. Языком живописи Эль Греко повествовал о ценностях, выше которых нет ничего на свете: вере, любви, милосердии.
Трейлер художественного фильма «Эль Греко» (Греция — Испания — Венгрия, 2007)
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.