ВИРТУАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА «МАСТЕР ТОЧНОГО СЛОВА» (к 200-летию со дня рождения французского писателя Гюстава Флобера)

«Искусство прозы — это искусство обнаружения того, во что вы верите» (Г. Флобер).

Гюстав Флобер (Gustave Flaubert, 12.12.1821 ‒ 08.05.1880) ‒ одна из самых видных фигур французской литературы XIX века. Талантливого писателя называли «мастером точного слова», затворником «башни из слоновой кости», «мучеником и фанатиком стиля». В отличие от литераторов-современников Гюстав Флобер никогда не пользовался лаврами, которые дарит слава. Он жил затворником в своем имении в Круассе, избегая богемных вечеров и выступлений на публике. Он не гнался за тиражами, а потому так и не сделал состояния на своих шедеврах. Источником вдохновения для французского писателя являлась литературная работа ‒ каждодневный кропотливый труд.

Писал Флобер еще с юношества. Первые пробы пера были подражанием модным в то время романтикам. В 1851 году он садится за работу над романом «Госпожа Бовари». На протяжении пяти лет он кропотливо выписывает строчку за строчкой. Порой писатель просиживает целые дни и ночи напролет над одной страницей, делает бесконечные правки и, наконец, в 1856 году «Госпожа Бовари» (в другом переводе «Мадам Бовари») появляется на прилавках книжных магазинов.

Роман произвел огромный общественный резонанс. Флобера критиковали, обличали в аморальности, против него даже возбудили судебный процесс. Писатель называл главную героиню своего нашумевшего произведения Эмму Бовари своим альтер-эго. Через мечтания и боль Эммы Бовари автору удалось выразить собственные страсти, то, что волновало и будоражило его душу. Хорошо известны слова самого Гюстава Флобера: «Госпожа Бовари ‒ это я!»

Второй роман Гюстава Флобера вышел через пять лет в 1862 году. «Саламбо» – результат путешествия писателя по Африке и Востоку. Историческим фоном произведения стало восстание наемников в античном Карфагене. Описываемые события относятся к III веку до нашей эры. Как истинный перфекционист, Флобер кропотливо изучал многочисленные источники о знаменитом финикийском государстве. В результате критики обвинили автора в излишней внимательности к историческим деталям, за счет чего произведение утратило духовность, а образы психологизм и художественную глубину.

Третий роман Г. Флобера «Воспитание чувств», вышедший в 1869 году, встретили прохладно, интерес к нему возродился только после смерти писателя. А вот последний труд «Бувар и Пекюше» Флобер называл своим самым любимым произведением. Роман, в котором препарируется человеческая глупость, был опубликован в 1881 году.

Г. Флобер «Воспитание чувств» (на французском языке)

Флобер отличался необыкновенной работоспособностью: он работал по десять‒двенадцать часов в сутки. «Теория точного слова», разработанная французским писателем, подразумевала, что существует единственное, точное слово для выражения каждого образа. Его он и искал, беспощадно перечеркивая слова при создании своих шедевров. «Писать надо головой, ‒ заявлял Флобер. И еще: «Я всегда старался не умалять Искусство до средства удовлетворения отдельной личности».

Г. Флобер «Бювар и Пекюше» (на французском языке)

По видению французского классика объективный подход подразумевал, что автор должен не вкладывать в произведения свои страсти, свои мнения и свою мораль. Он должен отображать вещи со всей назойливой вещностью и людей с их мелкими, но все-таки душами.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - iskushenie-svjatogo-antonija.jpg

Благодаря своему литературному творчеству Гюстав Флобер стал провозвестником нового романа, «романа без романтики» (по словам современного французского философа Жана-Поля Сартра). В произведениях прозаика нет назидания, нет морали. Отказывается он и от романтического наследия: неординарных героев, сильных страстей, потрясающих событий.

Г. Флобер «Простое сердце» (советское издание 1954 года)

В последние годы жизни Гюстав Флобер много болел и находился в крайне стесненных денежных обстоятельствах. Гюстав Флобер умер в пятьдесят восемь лет от инсульта в своем доме в Круассе. Писательский талант французского классика, его природный дар психолога и тонкого чувствующего человека позволили его книгам войти в золотой фонд мировой литературы.

Трейлер художественного фильма «Мадам Бовари» (Франция, 1991)

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА БЕЛЕНКО М.А.