«Ничего нет реального и вечного, кроме доброты, сердечной человеческой доброты. Все остальное преходящее, как сон» (Т. Драйзер).
Теодор Герман Альберт Драйзер (27.08.1871 – 28.12.1945) – выдающийся американский писатель-реалист и общественный деятель, который был неподкупно предан правде, отвергал лживые стереотипы. Творческое наследие Драйзера поражает своей обширностью и разнообразием. Его главные произведения «Сестра Керри», «Дженни Герхардт», «Трилогия желания», «Американская трагедия», «Гений» затрагивают острые социальные проблемы и до сих пор вызывают живой интерес у читателей разных стран.
Суровой и непреклонной борьбой за правду жизни Драйзер открыл двадцатый век американской литературы, вернул ей живое дыхание, проложив путь плеяде крупнейших американских писателей нашего времени – Синклеру Льюису, Шервуду Андерсону, Уильяму Фолкнеру, Эрнесту Хемингуэю.
Теодор Драйзер родился в небольшом городке в штате Индиана. Он был двенадцатым ребёнком иммигранта, приехавшего в Америку из Германии. После пожара, уничтожившего запасы шерсти на семейной фабрике, отец семейства работал на стройке, где получил тяжелую травму. Детство писателя прошло в нужде и лишениях. Теодор рано начал самостоятельную жизнь: в шестнадцать лет он уехал на заработки в Чикаго, где работал чернорабочим. В автобиографической книге «Заря» (в другом переводе «Рассвет») Драйзер писал о своем детстве: «В моей памяти встают долгие, мрачные, серые холодные дни. Скудная пища – одна жареная картошка, иногда каша. Ребенком я часто голодал…».
Благодаря финансовой помощи своей школьной учительницы Драйзер получил шанс учиться в Индианском университете. Несмотря на успешно сданные экзамены, Теодор вынужден был прервать учебу из-за отсутствия средств. Стремление к литературному творчеству привело молодого человека к репортерской профессии: он был сотрудником различных американских газет и журналов. Драйзер писал о простых американцах, их проблемах и заботах, много путешествовал по миру. В 1927 – 1928 годах он посетил СССР и вскоре после поездки по советской России выпустил книгу «Драйзер смотрит на Россию».
Как романист, Драйзер дебютировал в 1900 году, когда был опубликован его первый роман «Сестра Керри». «Сестра Кэрри была плохо вооружённым маленьким рыцарем, который отважно ринулся на огромный загадочный город, чтобы попытать счастья, лелея безумную мечту о неясной, далёкой победе …».
Беспощадная критика реалий американского образа жизни, которой пронизана каждая страница «Сестры Керри», стала причиной запрета на реализацию всего тиража книги. «Безнравственная» книга была опубликована в Англии и переведена на основные европейские языки. В США роман полностью был издан лишь спустя семь лет.
В 1911 году Драйзер опубликовал роман «Дженни Герхардт», где снова обратился к судьбе девушки из народа. Ее моральное превосходство резко контрастирует с безнравственностью представителей американской буржуазии.
Важнейшей вехой в биографии писателя стала работа над монументальной серией «Трилогия желания», в которую вошли романы «Финансист», «Титан» и «Стоик» (опубликован посмертно). Главный герой трилогии – талантливый и энергичный магнат Фрэнк Каупервуд, «титан без души и сердца» – вобрал в себя типичные черты преуспевающего американца, готового добиться наживы любыми средствами.
После первых двух романов «Трилогии» на писателя обрушился новый мощный вал клеветы. В ответ на буржуазное словоблудие Драйзер формулирует свое художественное кредо: мыслящий человек «должен стараться проникнуть вглубь вещей, познать то, что видит вокруг себя, – не отдельные явления, а все в целом, – и, стоя в центре этого исполненного противоречий неистового вихря, именуемого жизнью, доискиваться до ее смысла и назначения».
В 1915 году был написан роман «Гений», который Драйзер считал своим лучшим произведением. Писатель посвятил книгу проблеме вырождения буржуазного искусства, над которым довлеет власть денег. Художник Юджин Витла становится преуспевающим дельцом, но при этом уничтожает свой талант.
Самой известной книгой Теодора Драйзера стала «Американская трагедия», опубликованная в 1925 году. Это глубоко жизненное произведение, наполненное тонким психологизмом и убедительностью собранных образов, стало подлинной вершиной творчества писателя. В романе автор выводит образ среднего молодого американца Клайда Гриффитса, стремящегося достичь положения в обществе в соответствии с «ценностями» окружающей его действительности. Ради отношений с богатой наследницей главный герой идет на преступление – убивает свою девушку Роберту, простую работницу фабрики.
Книга «Американская трагедия» убедительно показала, насколько мощен калибр художественного мастерства Теодора Драйзера. «Я считал, – это имело для меня немаловажное значение, – подчеркивал Драйзер, – что каждый классово сознательный человек, прочитав эту книгу, отчетливо увидит, каковы социальные и экономические силы, воздействующие на людей различных классов и приводящие их к благоденствию или гибели».
Драйзер горячо выступал против развязывания фашистами второй мировой войны. В августе 1932 года вместе с Максимом Горьким, Анри Барбюсом и Роменом Ролланом он участвовал в работе Международного антивоенного конгресса в Амстердаме в защиту мира и культуры. В июне 1938 года он председательствовал на чрезвычайной Международной конференции деятелей культуры в защиту мира в Париже.
28 декабря 1945 года Теодор Герман Альберт Драйзер умер в пригороде Лос-Анджелеса в возрасте семидесяти четырех лет. В своем завещании писатель указал, чтобы то небольшое имущество, которое останется после смерти супруги Элен, пошло на строительство дома для негритянских сирот.
Широка галерея образов прозы американского писателя-реалиста: немало в ней циничных хищников, одержимых безудержной страстью к наживе. Но самые притягательные герои Теодора Драйзера не сломаны жизнью, не поставлены на колени, это люди-борцы, активно утверждающие в жизни гуманистическое начало.
Трейлер художественного фильма Джорджа Стивенса «Место под солнцем» (США, 1951) по роману Теодора Драйзера «Американская трагедия» (шесть премий Оскара). В главных ролях — Монтгомери Клифт, Элизабет Тейлор, Шелли Уинтерс.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.