Джон Констебл (11.06.1776 – 31.03.1837) – один из крупнейших английских пейзажистов эпохи романтизма. Наибольшую известность ему принесли пейзажи, в частности с видами окрестностей Саффолка, откуда художник был родом. Картины Констебла прославили местность близ его дома, которую с тех пор называют «Краем Констебла».
Будущий художник вырос на ферме своего отца, мельника и торговца кукурузой, и с детства делал любительские зарисовки сельских видов в родном графстве Саффолк. «Я ассоциирую своё беззаботное детство со всем, что лежит на берегах Стаура; эти сцены сделали меня живописцем … Журчание воды под мельничным колесом, ивы, старые сгнившие доски, покрытые слизью сваи, кирпичная кладка – как я люблю все это», – писал Констебл.
Констебл был одним из первых художников романтического движения, создававший пейзажи, написанные непосредственно с природы, а не идеализированные и драматические изображения, любимые другими художниками того периода. Искусное обращение со светом, нанесение краски и использование ярких, натуралистических цветов также выделяли его среди остальных. В своих пейзажах, особенно позднего периода, Констебл на удивление точно передавал природные явления, например, мимолётные и яркие эффекты бурного неба.
Демонстрируя свои полотна на выставках в Париже, Констебл оказал влияние на крупных деятелей европейского искусства, включая Ричарда Паркса Бонингтона и Эжена Делакруа. Дневники Делакруа содержат отчет о технике Джона Констебла, особенно о его использовании «мерцающего света».
К 1824 году в его живописной манере появилась изобразительная фрагментация, с помощью которой художник стремился передать оптические эффекты. Его новаторская техника «импасто» (густое наложение краски для усиления световых и фактурных эффектов) и его метод прямых наблюдений с природы были позже приняты известными художниками этой школы, такими как Жан-Франсуа Милле и Жан-Батист Камиль Коро, а затем импрессионистами.
Двигаясь против моды своего времени, художник зарабатывал мало. Чтобы свести концы с концами, Констебл взялся за портретную живопись, но нашёл её скучной, несмотря на то, что создавал прекрасные образы.
Зарабатывать своим творчеством Джону Констеблю долгое время не удавалось. Он оставался создателем сельских сцен. Но именно они принесли успех: в 1821 году его «Телега для сена» заинтересовала французского живописца Теодора Жерико. Тот пригласил пейзажиста во Францию. На парижском Салоне 1824 года «Телега для сена» получила золотую медаль.
Но, несмотря на успех, Джон Констебл отказался путешествовать ради продажи своих работ. Он предпочёл бедность дома богатству на чужбине. В своём письме другу Джону Фишеру в 1821 году Констебль писал: «Более остального я должен писать родные места. Живопись — не что иное, как выражение чувств…».
В 1836 году Джон Констебл представил в Королевской академии свою последнюю картину – «Кенотаф в память о сэре Джошуа Рейнольдсе на территории Колеортон-холла, Лестершир». Работа была посвящена «отцу британского искусства», которого почитал живописец. Это полотно стало одой уходящему традиционному миру, в котором сформировались личностные и художественные ценности Констебла.
В возрасте пятидесяти пяти лет, в 1831 году, Джон Констебл стал инспектором Академии художеств. Ещё через шесть лет, 31 марта 1837 года, он умер. Похоронен живописец в одной могиле с любимой супругой.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА БЕЛЕНКО М.А.