«ЕСЛИ ТЫ ПЛАЧЕШЬ, ПОТОМУ ЧТО СОЛНЦЕ ИСЧЕЗЛО ИЗ ЖИЗНИ, СЛЕЗЫ ПОМЕШАЮТ ТЕБЕ УВИДЕТЬ ЗВЕЗДЫ».
Рабиндранат Тагор ‒ индийский писатель и общественный деятель, композитор и художник, оказавший большое влияние на всемирное искусство и литературу. Наследие Тагора, удостоенного за свое творчество Нобелевской премии, огромно и составляет сотни стихов, десятки рассказов, восемь романов. Поэтические композиции Тагора стали гимнами государств Индия и Бангладеш.
«Аристократом-художником» называл его видный политический деятель Джавахарлал Неру, ибо поэт всегда оставался эстетом и индивидуалистом даже в буре всенародной освободительной борьбы.
«Я – отверженный, я мантр не шепчу.
Мантра моя от замкнутой двери святилища
К земному ушла окоёму,
За любые ограды,
К звёздам небесным,
В лес, к цветущим прогалинам,
По терниям скорбной дороги
Встреч и разлук, всех любимых и любящих».
Рабиндранат Тагор родился 7 мая 1861 года в Калькутте в многодетной семье землевладельца-брахмана. Его отец, прозванный Махарши (Великим мудрецом), часто совершал паломничества к святым местам, путешествуя по стране. Дети воспитывались в передовых традициях времени, стали знаменитыми философами, драматургами и общественными деятелями.
Рабиндранат начал писать стихи в раннем детстве. Единственным достоинством этих первых опытов, шутливо писал он впоследствии, было то, что они затерялись. Мать будущего поэта умерла, когда ему было четырнадцать лет. Отзвуки этой потери прошли через всю его жизнь. Рабиндранат занимался гимнастикой, борьбой и плаванием. Изучал анатомию, историю, географию, литературу, арифметику, санскрит и английский язык. В поездках с отцом по предгорьям Гималаев, мальчик много слушал пение священных текстов в многочисленных древних храмах.
Первый же вышедший в свет сборник стихов «Вечерние песни» прославил молодого поэта. С этого времени из-под его пера непрерывным потоком выходят сборники стихов, рассказов, романы, драмы, статьи – можно только поражаться неисчерпаемой мощи его гения. В 1901 году Тагор с семьей переезжает в семейное поместье под Калькуттой и открывает вместе со своими сподвижниками школу «Обитель Благосостояния», призванную помогать деревенским жителям. Через год умирает горячо любимая жена, чью смерть Тагор переживал очень тяжело:
Когда тебя во сне моем не вижу,
Мне чудится, что шепчет заклинанья
Земля, чтобы исчезнуть под ногами.
И за пустое небо уцепиться,
Поднявши руки, в ужасе хочу я…
(перевод А. Ахматовой)
Но на этом несчастья не закончились. Вскоре от туберкулеза умирает одна из дочерей и младший сын Тагора.
Хочешь все поменять, но напрасны старания:
Остается все точно таким же, как ранее.
Если горести все уничтожишь ты, вскорости
Обратятся недавние радости в горести.
Самые известные поэтические произведения Тагора вошли в сборник «Гитанджали» («Жертвенные песнопения»). 157 стихов были посвящены отношениям между человеком и Богом, раскрывавшимся посредством простых и понятных образов. Структурный минимализм делал строки запоминающимися, вследствие чего они превратились в афоризмы. В 1913 году Тагор был удостоен Нобелевской премии «за изящное повествование, образное мышление и исключительное мастерство».
Рабиндранат Тагор никогда в своей жизни, даже в самые трудные минуты, не терял оптимизма, веры в неминуемое конечное торжество добра над злом.
В расщелине стены, среди ночной прохлады,
Расцвел цветок. Ничьи не радовал он взгляды.
Его безродного, убожество корят,
А солнце говорит: «Как поживаешь, брат?».
Тагор явил миру не только писательский и поэтический талант, он стал автором множества песен, начиная с молитвенных гимнов и заканчивая народными и лирическими мелодиями. В качестве общественного деятеля Тагор не был сторонником кардинальных экстремистских мер, а выступал за изменения через образование и мирное просвещение.
В 1940 году писатель познакомился с Махатмой Ганди, лидером движения за независимость Индии. Тагор много путешествовал по миру, изучал различные религии, знакомился с прогрессивными зарубежными писателями и учеными. Резкую критику поэта вызвало нападение фашистской Германии на Советский Союз, он верил в возмездие за кровавые деяния и торжество справедливости.
В своем творчестве Тагор воспевал Родину, традиции своего народа, говорил о месте Индии в мировом сообществе. Для поэтического мира Тагора характерны сила романтических чувств, оптимизма, щедрости, радости бытия и свободолюбия. Творческий дар Тагора вылился в бесстрашие слова, решительность, прямоту и откровенность.
«Ты знаешь, брат, где рай? Там нет оград.
Куда ни устремишь ты взгляд,
Пространства нет у рая,
Начала нет и нет конца и края,
Ни дна, ни четырёх сторон,
Ни дня, ни ночи нет, ни годовых времён.
Воздушным шариком, пустою тенью
Витал я в том раю,
Но шли века, сменялись поколенья,
И вот родился я, обрел земную плоть мою.
Рай воплощен в моем горячем теле,
В моей печали, в нежности, в веселье,
В моей любви,
В моем стыде, в моем труде, в бушующей крови,
В волнах моих смертей, моих рождений,
В игре всех красок, всех цветов, в оттенках, в свете, в тени.
Он влился в песнь мою…
«Поэзия и искусство, ‒ пишет Тагор, ‒ утверждают глубочайшую веру человека в его единство со Вселенной, и конечная истина ‒ это истина человека… Цель искусства ‒ помочь человеку подняться над тяготами повседневности и на крылах свободы взлететь в вечное».
В шестьдесят семь лет Рабиндранат Тагор открыл для себя живопись: «Утро моей жизни было исполнено песен, пусть закат моих дней будет исполнен красок», ‒ говорил поэт. После парижской выставки картин Тагора в 1930 году газеты писали: «Это живопись в чистом виде, абсолютно искренняя и совершенно свободная от художнических штампов».
Умер Рабиндранат Тагор 7 августа 1941 года в Калькутте. Он прожил восемьдесят лет.
В этом солнечном мире я не хочу умирать,
Вечно жить бы хотел в этом цветущем лесу,
Там, где люди уходят, чтобы вернуться опять,
Там, где бьются сердца и цветы собирают росу.
Всей своей жизнью Тагор утверждал, что ногами надо касаться земли, а головой уходить в небо. Поэт смог высоко пронести и продолжить великую традицию индийского гуманизма. Он верил в идеал всечеловеческого братства и стал гражданином мира в самом высоком и подлинном смысле.
В советском художественном фильме о первой любви «Вам и не снилось …» режиссера Ильи Фрэза (1980) звучит прекрасная песня на стихи Рабиндраната Тагора «Последняя поэма» (автор музыки — Алексей Рыбников, исполнитель песни Ирина Отиева).
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.