«Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими все: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Все в этом» (Франсиско Гойя).
На рубеже XVIII–XIX веков Испания выдвинула великого живописца, рисовальщика и гравера Франсиско Гойю. Это не только самый национальный художник Испании, — с именем Гойи связано становление искусства Нового времени. В общемировой культуре гуманист Франсиско Гойя оставил яркий след, своим самобытным творчеством он утверждал реалистические принципы художественного мировоззрения.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (30.03.1746 — 16.04.1828) родился в арагонской деревушке Фуэндетодос в семье ремесленника-позолотчика. Гойя утверждал, что своим творчеством он обязан, прежде всего, природе и двум гениальным художникам, которых считал своими учителями, — Веласкесу и Рембрандту.
В течение пятнадцати лет Гойя трудился в качестве живописца Королевской мануфактуры гобеленов Санта-Барбара в Мадриде. Его картины отличались необычайным разнообразием и мастерством исполнения, а главное — непосредственным ощущением народной жизни: эта среда была ему знакома с юности.
Художнику покровительствовали самые родовитые аристократы Испании. В сорок три года он становится первым живописцем короля. В его картинах во всей широте было представлено испанское общество того времени.
Вскоре художника поразила страшная болезнь, в результате которой он оглох (предположительно от отравления ядовитыми солями свинца, которые использовались в красках). Во время сильнейшего душевного кризиса Гойя создает один из самых известных шедевров мирового искусства — серию графических офортов «Капричос» (Los Caprichos) из 80 произведений. Сам художник называл свой труд «цензурой человеческих ошибок и пороков».
В 1798 году Гойя создал знаменитые фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. В росписи купола изображена легенда о воскрешении Святым Антонием Падуанским убитого человека, назвавшего имя своего настоящего убийцы. Чудо происходит на фоне вольной кастильской природы, в присутствии разноголосой толпы. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Один из его современников писал, что в Мадриде произошли два чуда, одно — совершенное Антонием Падуанским, другое — художником Гойей.
Параллельно с «Капричос» Гойя создает ряд портретов, в которых с наибольшей глубиной изображены красота человека и богатство его жизненных сил.
Особое место среди его произведений начала XIX века занимает изображение молодой женщины — «Маха одетая» и «Маха обнаженная». Современники утверждали, что Гойе позировала его возлюбленная герцогиня Каэтана Альба. Инквизиция заинтересовалась этими картинами, и в 1815 году художник был вызван в Мадридский трибунал. Протокол допроса не сохранился, но известно, что от пожизненного заточения в мрачных казематах инквизиции Гойю спасли высокопоставленные покровители.
В годы кровопролитной войны в Испании против французских завоевателей Гойя написал исторический диптих — «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая». На второй картине изображена трагическая сцена расстрела испанских партизан наполеоновскими захватчиками. Неумолимости надвигающейся гибели противопоставлена сила человеческого духа. Художник жестко и вместе с тем глубоко человечно передает чувство обреченности, которое побеждается мужеством и испепеляющей ненавистью к врагу.
Под влиянием освободительной войны в Испании Франсиско Гойя также создает графическую серию, известную под названием «Десастрес делла герра» («Бедствия войны»). Национальная трагедия показана здесь во всей своей беспощадности. Это горы трупов, казни партизан, яростные схватки, бесчинства мародеров, муки голода, карательные экспедиции, опозоренные женщины, осиротевшие дети.
Художник, всей душой переживающий за свою любимую родину, остается почти в полном одиночестве. Умирают его жена и дети (в живых остается только сын Хавьер), изгнаны за пределы страны друзья. Гойя покупает загородный дом, который в округе прозвали «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). В состоянии мрачного отчаяния Гойя расписывает стены своего дома так называемыми «Черными картинами» аллегорического характера.
В росписях, как в кошмарном сне, господствует устрашающее, зловещее начало. Беззубые мегеры и старцы с голыми черепами жадно хлебают похлебку, исступленная толпа шествует к источнику Сан Исидро. Дьявол в виде громадного козла в монашеской рясе возглавляет сборище гнусных ведьм. Набор красок скуп, почти монохромен — черный, белый, рыже-красноватый цвета словно вобрали в себя оттенки испанской земли, выжженной солнцем, мазки размашисты и стремительны.
В 1824 году Гойя вынужден был эмигрировать во Францию, в город Бордо, где умер 16 апреля 1828 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Его прах был захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида, стены которой он когда-то расписал фресками.
Неисчерпаемая жажда творчества не покидала Гойю до последних лет жизни. Абсолютно глухой, почти ослепший, художник продолжал создавать портреты, миниатюры, литографии. «… Только воля поддерживает меня», — писал он друзьям. В самых поздних произведениях Гойя возвращается к образу вечно торжествующей молодости («Молочница из Бордо», 1826).
Искусство Франсиско Гойи оказало колоссальное воздействие на испанскую и мировую художественную культуру XIX — XX веков — живопись и графику, литературу, театр, кино. «Гойя, или Тяжкий путь познания» — знаменитый роман немецкого писателя Лиона Фейхтвангера о жизни и творчестве Франсиско Гойи, до сих пор не имеющий себе равных среди произведений, посвященных испанскому гению.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л.А.