Пьер Огюст Ренуар (25.02.1841 — 03.12.1919) – французский художник, творческими нишами которого были живопись, графика и скульптура. Ренуар, убеждённый приверженец радостных и визуально красивых полотен, считал, что картина должна делать человека счастливее, быть источником только позитивных чувств и мыслей. Эта идея стала жизненным кредо живописца.
Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в многодетной семье портного в Лиможе, французском городе мастерских и фабрик. Спустя несколько лет в Лиможе начались волнения рабочих, и Ренуары переехали в Париж. Здесь он освоил профессию художника-оформителя и расписывал фарфор в мастерской Леви. После работы, по воспоминаниям младшего брата Эдмона, Огюст посещал бесплатные уроки рисования и быстро прогрессировал.
В 21 год Огюст поступил в Парижскую школу изящных искусств. Здесь его главным учителем стал Шарль Глейр, к которому Ренуар ходил на уроки рисования обнажённой натуры. В это время определилась его любовь к сочным краскам, а чувственное отношение к искусству выделяло Огюста из студентов, – Ренуар картины писал, как он сам признавал, для собственного удовольствия.
Произведение под названием «Лиза» (1867) стало первой значительной работой живописца. Лиза – подружка художника, её портрет Ренуар написал в полный рост на большом холсте (полотна такого размера обычно применялись для портретов королевских особ).
Потом появился «Лягушатник», – Ренуар жил с Моне на берегу реки, её виды с людьми стали темой их картин. Стили молодых художников в этих работах почти не отличаются: люди на берегу, купальщики, лодки, а вокруг сверкание воды. Все это были важные шаги на пути рождения нового течения в живописи под названием импрессионизм. Сделав свет главным элементом стиля живописи, Ренуар основное внимание обращает на человеческие фигуры – в этом направлении и предпочитает работать.
Весной 1874 года в фотоателье Надара импрессионисты впервые организовали показ своих произведений. Толпы зрителей, привлечённые шумихой, в основном, критиковали художников и их работы. В обществе даже поднялся бунт против нового слова в живописи. Ренуар выставил семь картин. Одну из них, под названием «Ложа», удалось продать.
В 1876 году была организована Вторая выставка импрессионистов. Она прошла более спокойно, но новое течение пока не принималось. Работы Ренуара были уже в числе центральных. Через год прошла Третья выставка, важнейшая, она получила официальное название «Выставка импрессионистов». На ней Ренуар выставил уже 20 картин, о которых друзья-художники отзывались очень положительно, назвав, к примеру, его «Бал в Мулен де ла Галетт» настоящей исторической живописью.
В 1878 году Ренуар выставил картину «Чашка шоколада», по собственному признанию, написанную в угоду публике. В 1879 году нарядная картина «Мадам Шарпантье с детьми» была даже принята в официальный Салон (помогли связи портретируемой). Это был успех, который обещал новые заказы и материальное благополучие. С этого времени Ренуар больше не принимает участие в выставках импрессионистов. В отношениях с некоторыми старыми друзьями появилась скованность, возникшая в результате разных мировоззрений, – кто-то был закостенелым анархистом, кто-то убеждённым социалистом.
В 1881 году Ренуар отправляется в своё первое путешествие, – он удачно продал несколько картин. Алжир, Венеция, Рим, Неаполь, Палермо околдовали молодого художника и напитали его эмоциями, впечатлениями и красками. Он выставляется в Салоне в Группе независимых художников. Ренуар путешествует с Моне, отправившись в Геную, с ним же посещает Сезанна в Провансе – с этого времени живописец летом и зимой выезжает из Парижа, бывает в Нормандии, Бургундии, Бретани и везде пишет-пишет. Агент организует выставки в Лондоне и Брюсселе, везде художника встречают благосклонно и даже восторженно.
Богатое наследие Огюста Ренуара, около полутора тысяч произведений, рассредоточено по музеям и частным коллекциям по всему миру. Любимые жанры мастера: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сцены и обнажённая натура. К их созданию художник приступал всегда с манящей страстью, ощущая себя «пробкой, несущейся по волнам» и отдаваясь их воле.
Пьер Огюст Ренуар прожил долгую жизнь. Ему повезло стать свидетелем и участником рождения импрессионизма, он знал Матисса и его «диких», видел Пикассо и появление кубизма. Но на всю жизнь остался таким же чистым и светлым, каким пришёл в этот мир, не растерявшим уверенность, что картины должны дарить только радость.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА БЕЛЕНКО М.А.