«Каждый человек, перед которым стоит возможность несчастья, спешит обратиться к внутренней опоре, скрытой в его душе» (Анна Зегерс).
Анна Зегерс (настоящее имя Нетти Радваньи, 19.11.1900 – 1.06.1983) — известная немецкая писательница-антифашистка, выдающийся мастер литературы социалистического реализма. В Советском Союзе ее имя было известно едва ли не каждому читателю.
Детство будущей писательницы прошло в старинном Майнце, в Рейнской области. Ее отец, Исидор Рейлинг, антиквар и художественный эксперт, с юных лет привил единственной дочери вкус к искусству. В Гейдельбергском университете Анна изучала филологию, историю, искусствоведение.
В двадцать пять лет она вышла замуж за венгерского писателя-коммуниста Ласло Радваньи. Семья поселилась в Берлине, у супругов родилось двое детей: сын Пьер, впоследствии известный физик-атомщик, и дочь Рут, которая стала детским врачом. Еще в университете Анна Зегерс вступила в ряды Коммунистической партии Германии, а также в Союз пролетарских и революционных авторов.
Свои первые рассказы писательница издала в конце 20-х годов под псевдонимом «Зегерс» в честь своего любимого голландского живописца XVII века Геркулеса Зегерса. Из ее ранних произведений выделяются две книги, наиболее примечательные по своей поэтической силе и сдержанной точности описаний: повесть «Восстание рыбаков «Святой Барбары» и роман «Спутники». Последняя книга принесла молодому автору одну из высших литературных наград Германии – премию Генриха Клейста.
В своем творчестве Зегерс открыто противостояла фашистской идеологии. Она старалась проанализировать, почему немецкая «культурная» нация не оказала сопротивления оголтелому фашизму. Какие факторы – социальные, исторические и психологические – стали столь твердым фундаментом для нацистской идеологии?
После прихода в 1933 году к власти Гитлера книги Анны Зегерс, наряду с другими прогрессивными писателями мира, были запрещены и подвергнуты сожжению, а сама она была арестована гестапо. Ей угрожали, но через несколько недель отпустили. Фашистская «мораль» была проста: кто не с нами, тот не избежит участи своих книг.
Писательница вместе с семьей эмигрировала во Францию, затем благодаря друзьям-коммунистам она смогла бежать от гитлеровцев через Нью Йорк в Мексику. Там она основала журнал «Свободная Германия», где работали ведущие писатели-эмигранты, и антифашистский «Клуб Генриха Гейне». Статьи и призывы членов ее клуба рассылались на все оккупированные территории, вселяя многим надежду в будущее торжество справедливости и победы над немецкими фашистами.
В годы изгнания писательница создала три самых известных произведения: «Седьмой крест», «Транзит» и «Мертвые остаются молодыми». Благодаря роману «Седьмой крест» имя Анны Зегерс стало известно во всем мире. Книга была переведена на сорок языков и публиковалась отрывками в газетах во многих странах, в том числе и в Советском Союзе.
Послевоенное творчество Анны Зегерс связано с ее общественной и писательской деятельностью в Германской Демократической Республике, где она четверть века возглавляла Союз писателей ГДР. В 1951 году ей была вручена Ленинская премия «За укрепление мира между народами».
В 1969 году Анну Зегерс пригласили в Советский Союз. Из-за болезни она не смогла приехать и отправила вместо себя внука Жана Радваньи — студента географического факультета Парижского университета. Впоследствии Жан Радваньи стал известным французским публицистом и писателем, видным специалистом по политической географии. С 2008 по 2012 годы он возглавлял Франко-Российский центр гуманитарных и общественных наук при Посольстве Франции в Москве.
После кончины Анны Зегерс 1 июня 1983 года в государственных архивах и у частных лиц остались ее многочисленные рукописи. С 1992 года в Германии выходит ежегодник «Корабль аргонавтов», в котором публикуются малоизвестные произведения немецкой писательницы, её обширная переписка.
АННА ЗЕГЕРС «СЕДЬМОЙ КРЕСТ» (“DAS SIEBTE KREUZ”)
“Dieses Buch ist den toten und lebenden Antifaschisten Deutschlands gewidmet” (Anna Seghers).
«Немецким антифашистам – мертвым и живым – посвящается эта книга» (Анна Зегерс).
«Седьмой крест» — вершина творчества Анны Зегерс, одно из лучших произведений немецкой антифашистской литературы. Повествование в романе необычайно сжато: действие охватывает всего семь дней. В книге присутствуют символы: платановые кресты, поставленные комендантом концлагеря, чтобы на них распять пойманных беглецов, превращаются из символа страдания в символ героического противостояния. И наконец, в произведении ярко ощущается национальный колорит как при описании природы родного автору рейнского края, так и в красочном языке романа.
В основу сюжета положена история бегства семи заключенных из концлагеря Вестгофен и связанная с этим целая цепь событий. Небывалый случай массового побега всполошил фашистов, которые восприняли это как вызов всему нацистскому режиму. Начальник лагеря садист Фаренберг дал клятву переловить всех беглецов и устроить их показательную казнь распятием на крестах. Но довести это черное дело гитлеровцам до конца не удалось …
Один из главных героев книги Георг Гейслер, импульсивный юноша, постепенно начинает обретать черты стойкого хладнокровного борца перед лицом смертельной опасности. В этом ему помогает старший товарищ Валлау — депутат рейхстага, человек большого ума и железной воли, которого фашистские палачи не смогли сломить никакими зверствами.
Сбежав из лагеря смерти, Георг думал встретить людей, охваченных горечью и стыдом за свою родину, но увидел совсем другое … «Сидя в Вестгофене, он представлял себе улицу совсем иной. Тогда ему казалось, что на каждом лице, в каждом камне мостовой отражается стыд, что скорбь должна приглушить каждый шаг, каждое слово, даже игры детей. А на этой улице все было мирно, люди казались довольными».
Среди сотни с лишним персонажей «Седьмого креста» есть и отъявленные нацистские головорезы, и безразличные обыватели, которые приспособились к заразе гитлеризма. Но подвиг Гейслера не был напрасным. Он пробудил сознание немногих честных немцев, заставил их включиться в антифашистскую борьбу. Простые законопослушные граждане, среди которых были рабочие, инженер, врач и даже священник, помогли беглецу выйти победителем в неравном поединке с гитлеровцами.
Недаром Фаренберг, один из фашистских палачей, в злобном бессилии признается, что он «гоняется не за отдельным человеком, лицо которого он знает, силы которого имеют предел, а за безликой и неиссякаемой силой». Седьмой крест, на котором хотели распять последнего беглеца, стал символом морального поражения фашистов, несмотря на всю их военную мощь и кровавую жестокость.
Большой эпический мир книги Анны Зегерс «Седьмой крест», ее мужественное и правдивое мастерство будут долго волновать умы и сердца неравнодушных читателей.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л.А.