ИНТЕЛЛЕКТ-ЧАС «СИСТЕМА И МЕТОД ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ» (к 250-летию со дня рождения немецкого философа)

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Georg Wilhelm Friedrich Hegel, 27.08.1770 – 14.11.1831) – один из величайших мыслителей человечества, вершина классической немецкой философии. Роль Гегеля в философии Нового времени подобна месту Аристотеля в античной и Фомы Аквинского в средневековой философии.

Древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 г. до н. э.)
Итальянский философ и теолог Фома Аквинский (1225 — 1274)

Ни один из его предшественников не поднимал философскую дисциплину, веками считавшуюся «служанкой богословия», на столь высокий пьедестал. Современники называли Гегеля «философом из философов», потому что для него философия была причиной и следствием, объектом и инструментом познания. Русский мыслитель Владимир Соловьев, говоря о Гегеле, замечал: «Из всех великих философов Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо … только для него одного философия была всем».

Русский философ и поэт Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900)

Гегель считал весь мир чистым мышлением. Главный пафос его философии состоит в признании логической «прозрачности» мира, вере в силу рационального начала и мировой прогресс, диалектичность бытия и истории. Сложное философское наследие «сумрачного германского гения» велико. К основополагающим трудам Гегеля относятся:

  • «Феноменология духа» (Phänomenologie des Geistes),
  • «Наука логики» (Die Wissenschaft der Logik),
  • «Энциклопедия философских наук» (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse),
  • «Философия права» (Grundlinien der Philosophie des Rechts)
  • «Философия истории» (Philosophie der Geschichte)
  • «Лекции по эстетике» (Vorlesungen über die Ästhetik)
  • «Философия религии» (Philosophie der Religion)

После смерти гения философии, ректора Берлинского университета Георга В.Ф. Гегеля от холеры его единомышленники и ученики подготовили полное издание фундаментальных работ философа, которое было опубликовано в течение четырнадцати лет. Это были не только уже опубликованные труды Гегеля, но и его университетские лекции по религии, эстетике, истории, праву, искусству …

УЧЕНИЕ ОБ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕЕ

Все мироздание, по Гегелю, является проявлением духовного первоначала. Подобные идеи существовали и до Гегеля: Платон называл высшую реальность «миром идей», индуистская философия — Брахманом. Гегель называл духовный мир Абсолютной идеей и Мировым разумом (der Weltgeist) и соотносил это понятие с Богом. Диалектический процесс развития позволяет нам познать природно-пространственную связь сознания, что необходимо для понимания концепции существования человека.

Триада в развитии мира и мышления – бытие, сущность и понятие – есть закон познания окружающего нас мира. Наше познание начинается с существующего бытия, затем мы исследуем сущность познаваемого предмета и получаем понятие. Гегель заявлял, что понятие исторично, так как оно впитывает в себя весь предшествующий опыт многих поколений.

Через призму исторического развития любая нация, как и индивид, переживает, по Гегелю, периоды юности, зрелости и умирания, реализуя свою миссию, чтобы дать дорогу более передовой нации. Происходит историческая эстафета, когда новый народ усваивает все достижения предыдущего и становится двигателем прогресса. При этом критерием прогресса Гегель считал степень осознания истинной свободы человека, которая возможна только в рамках государства.

ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ ГЕГЕЛЯ

Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Количество – внешняя определенность предмета, его нахождение в пространстве и во времени. Качество — внутренняя сущность предмета. Упорядоченность количественных и качественных изменений является мерой, показателем гармонии. Переход от одного качественного состояния в другое происходит в форме скачка.

Закон отрицания отрицания, или закон двойного отрицания, – возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству, но уже на более высокой ступени развития. В диалектическом отрицании Гегеля существуют три момента: преодоление (отрицание) отжившего старого; преемственность в развитии; утверждение нового. Развитие человека и постижение мира происходит по спирали. Каждая новая ступень, спираль развития, более совершенна. Старое не исчезает, а трансформируется в нечто новое.

Закон единства и борьбы противоположностей – включает в себя понятия тождества, различия, противоположности и противоречия. Законы природы, которые мы познаём, встраиваются во внутреннюю структуру нашего мышления. Мы вправе говорить о тождестве природы и нашего мышления. Различие – категория неравенства самому себе. Я осознаю себя собой в любой момент жизни, но, с другой стороны, я развиваюсь, соответственно, меняется моё восприятие себя и окружающего мира. Противоположности коренным образом друг от друга отличаются, но могут сосуществовать. Противоречия характеризуют наивысший этап развития, это необходимое условие для человеческого бытия и совершенствования.

АФОРИЗМЫ ГЕОРГА В.Ф. ГЕГЕЛЯ

  • Мужество истины, вера в силу духа являются первоосновой философии. (“Der Mut der Wahrheit, der Glaube an die Macht des Geistes ist die erste Bedingung der Philosophie”).
  • Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
  • Человек воспитывается для свободы.
  • Все действительное разумно, все разумное действительно.
  • «Противоречие ведёт вперёд» (“Der Widerspruch ist das Fortleitende”).
  • Счастлив тот, кто устроил свое существование так, что оно соответствует особенностям его характера.
  • Нравственность — это разум воли.
Памятник Георгу В.Ф. Гегелю в Берлине

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л.А.