ВСТРЕЧА С ПРЕКРАСНЫМ «АЛЛЕГОРИЯ БЛАГОРАЗУМИЯ» (к 530-летию со времени рождения итальянского художника Тициана)

Тициан Вечеллио да Кадоре (Tiziano Vecellio; 1490 — 27.08.1576 гг.) — один из самых талантливых живописцев эпохи Возрождения. Тициана ставят наряду с такими гениальными художниками, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль.

Тициан является наиболее известным представителем Венецианской школы живописи за всю ее 400-летнюю историю. Мастер еще при жизни обрел огромную славу и оставил потомкам обширное художественное наследие.

Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Колоссальный вклад итальянского художника в наследие мирового искусства невозможно переоценить. Великолепные эпические полотна мастера, созданные им яркие портреты влиятельных особ, стали эталоном в изобразительном искусстве и источником восхищения на протяжении нескольких столетий. Роль Тициана в утверждении венецианской школы живописи была основополагающей.

Тициан «Портрет папы римского Павла III»

Главное в творчестве Тициана — умение  наполнить живопись живыми ощущениями, не уходя при этом от идеала. Его использование цветовой палитры и особые методы рисования внесли огромный вклад в развитие европейской художественной культуры последующих веков. Прославленный итальянский художник скончался в августе 1576 года во время эпидемии чумы. По легенде, его нашли на полу мертвым с кистью в руке.

Представляем Вашему вниманию несколько самых известных картин Тициана.

«МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ» (1508)

Тициан «Мадонна с младенцем»

Это – одна из самых ранних работ художника, на момент написания этой работы Тициану было всего 18 лет. В начале своего пути стиль Тициана был близок стилю другого знаменитого мастера итальянского Возрождения – Джорджоне, причем настолько, что какое-то время атрибуция этой картины была под вопросом.

Вазари в своем известном труде «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне. Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре. Сейчас «Мадонна с младенцем» хранится в Академии Каррара в Бергамо.

«ФЛОРА» (1515)

Тициан «Флора»

Картина, написанная 25-летним Тицианом, также относится к раннему периоду его творчества. Одно время считалось, что это дочь художника Пальмы Старшего, ему приписывалось и само произведение. Но позже портрет все-таки был признан работой Тициана. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – «Женщина перед зеркалом» и «Саломея».

Весь облик этой юной, мечтательной женщины с распущенными волосами, в спадающей с одного плеча белой рубашке ассоциируется с древнеримской богиней Флорой. Фантазируя на тему античности, у Тициана получился живой, полнокровный и одновременно приподнятый над реальностью образ. Картина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.

«ДИНАРИЙ КЕСАРЯ» (1516)

Тициан «Динарий кесаря»

Картина «Динарий кесаря» исполнена для герцога Альфонса I Феррарского. Джорджо Вазари говорит о картине: «… Эту голову [Христа] вместе с другими … картинами, наши лучшие художники восхваляют как превосходнейшие и наилучшим образом удавшиеся из всех, которые когда-либо писал Тициан».

В картине все подчинено концентрации, напряженности формы. Рассказ о фарисее, который вопросом провоцировал Христа, чтобы затем донести на него, сведен Тицианом к противопоставлению двух голов и двух рук, двух характеров, у которых нет ничего общего. На вопрос фарисея, правильно ли, что императору платят подати или нет, Христос попросил показать монету и, указывая на чеканный портрет императора и надпись на ней ответил: «Воздай кесарю — кесарево, а Богу — богово».

«ДАНАЯ» (1544-1546)

Тициан «Даная»

Даная – в древнегреческой мифологии дочь Акрисия, царя Аргосского, и Евридики. Царю предсказали, что он умрет от руки собственного внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Данаю в темницу. Однако находчивый бог Зевс все же проник к ней в виде золотистого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея.

Тициан написал целую серию картин на эту тему. На неапольской версии рядом с Данаей изображена служанка, которая ловит золотые монеты подолом платья. Тициан мастерски пользуется красками и цветом, достигая ослепительного эффекта, захватывая светящуюся плоть, роскошные ткани и атмосферные чарующие пейзажи.

«ВЕНЕРА, ЗАВЯЗЫВАЮЩАЯ ГЛАЗА АМУРУ» (1565)

Тициан «Венера, завязывающая Амуру глаза»

Данная работа Тициана, известная под разными названиями, — это не только игра художнической фантазии на темы мифологии. Венера завязывает глаза Амуру, а одна из нимф подает ему лук, чтобы любовные стрелы были пущены наугад. Внимание привлекают прекрасные женщины с классическими чертами и мягкими жестами. Венера полна спокойного достоинства: исходящая от нее живая, согревающая все вокруг теплота подчеркнута уткнувшимся в ее плечо Амуром. Красота обретает на этой картине материнское, животворящее начало.

«КАЮЩАЯСЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА» (1565)

Тициан «Кающаяся Мария Магдалина»

Прообразом кающейся Марии Магдалины послужила венецианская натурщица Джулия Фестина, которая позировала для картин Тициана многие годы. Тициан переписывал портрет кающейся Марии Магдалины несколько раз для разных заказчиков, немного меняя детали.

На тициановском творении мы видим прекрасную земную женщину, которая светится как бы изнутри. Ее рыжеволосые кудри струятся по телу, словно солнечные лучи. Женские формы стыдливо прикрыты руками и волосами. Несмотря на кающийся образ, Мария Магдалена выглядит одновременно и смиренно и немного чувственно. Картина хранится в государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.

«СВЯТОЙ СЕБАСТЬЯН» (1570)

Это одно из последних и лучших произведений итальянского мастера. Себастьян — гордый христианский мученик, был расстрелян из лука по приказу императора Диоклетиана за отказ поклоняться языческим идолам. Мощное тело юноши — воплощение силы и непокорности, его взгляд выражает не физическую муку, а гордый вызов мучителям. Тициан добивался неповторимого эффекта мерцающего цвета не только с помощью цветовой палитры, но и используя фактуру красок, рельефность мазков.

По свидетельству современников, Тициан в поздние годы писал не только кистью, но и пальцами рук, создавая из сочетания света, тени и тональных переходов то живое впечатление от картин, которое так восхищало зрителей.