«Глупость не всегда делает человека злым, но злоба всегда делает человека глупым» (Франсуаза Саган).
Франсуаза Саган (Françoise Sagan, 21.06.1935 — 24.09.2004) — современная французская писательница, автор психологически тонких, эмоциональных книг. Первый свой роман «Здравствуй, грусть!» Саган написала в девятнадцать лет. Книга была переведена на десятки языков, за несколько месяцев тираж достиг двух миллионов экземпляров. Вскоре последовала экранизация этого романа.
О внезапной славе юной Франсуазы Саган писали в газетах: «Смесь цинизма, эгоизма, лиризма», «несомненный талант», «отсутствие всяческого таланта», «один шаг до гениальности», «нахалка, попавшая в литературу случайно».
Всю жизнь она питала склонность к эпатажу – отказалась войти в состав Гонкуровской академии и отвергла почетное звание члена Французской академии. Вольнолюбивая Франсуаза Саган откровенно называла свою жизнь «затяжным несчастным случаем». Она беспечно сорила деньгами и часто была склонна к авантюрам. «Или я была изначально излишне взрослой, или же я, когда выросла, осталась в детстве …». Но при этом она щедро содержала благотворительные фонды и помогала нуждавшимся собратьям по перу. «Пишу, как дышу, следуя своему инстинкту …».
В 1995 году Саган приговорили к году тюрьмы условно и крупному штрафу за употребление и хранение кокаина, к которому она пристрастилась из-за сильных болей после тяжелой автокатастрофы. Ей грозило более серьезное наказание, но в дело вмешался французский президент Франсуа Миттеран, большой поклонник ее литературного таланта. За несколько лет до смерти писательница была обманута аферистом, мечтавшим подобраться к ее влиятельным друзьям. Эта ситуация во многом способствовала тому, что Саган умерла в нищете, оставив после себя баснословные долги.
24 сентября 2004 года Франсуаза Саган умерла от легочной эмболии. Ее единственный сын Дени Вестхофф с трудом выплатил огромный долг, доставшийся ему в наследство от матери. В 2011 году он основал ассоциацию имени Франсуазы Саган и написал книгу воспоминаний «Мать и сын» (другое название — «Здравствуй, нежность»).
За годы литературной карьеры Франсуаза Саган написала около пятидесяти книг, многие из которых стали мировыми бестселлерами. Произведения писательницы-парижанки отличаются необычайной откровенностью, ясностью повествовательной манеры и точностью психологического рисунка.
«ЗДРАВСТВУЙ, ГРУСТЬ»
С этого глубоко лиричного романа началось головокружительное творческое восхождение молодой Франсуазы Саган. По словам самой писательницы, «эта искренняя и откровенная книга в равной степени проникнута чувственностью и чистотой, той взрывоопасной смесью, что сегодня волнует так же, как вчера. От нее веет непринужденной естественностью и той совершенно бессознательной жизненной энергией, которой нас одаривает уходящее детство».
«СМУТНАЯ УЛЫБКА» (UN CERTAIN SOURIRE)
«Я читала. Наступил вечер. Положила книгу; облокотившись на руку, глядела на небо, которое из сиреневого становилось серым. Я вдруг почувствовала себя слабой и незащищенной. Моя жизнь проходила, я ничего не делала, я насмешничала. Хоть кто-нибудь был бы рядом со мной, кого я буду беречь, кого я прижму к себе с мучительной, безудержной силой любви». Этот роман Франсуазы Саган вышел сразу после бестселлера «Здравствуй, грусть». История любви молодой девушки отражает огромный диапазон человеческих чувств, она вызывает улыбку и печаль, восхищает изяществом, лиричностью и тонкостью стиля. В этом романе вечно юной писательницы прослеживается ее собственная биография и судьба.
ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ, ЧЕРЕЗ ГОД (DANS UN MOIS, DANS UN AN)
«Она даже не пошевелилась, только почувствовала, что не может не улыбаться … Когда он торопливо обнял ее – там ведь были посторонние, – она провела рукой по его рыжим волосам, думая только об одном: «Я люблю его, он любит меня, это невероятно». И только тогда очень осторожно начала дышать». В этом романе Саган довольно жестко обвиняет представительниц слабого пола в глупости и тщеславии. После водопада страстей все меркнет, любовь проходит, ведь время — великий молот и кривое зеркало. Герои Франсуазы Саган встречаются, влюбляются, затем расстаются на долгие годы, чтобы встретиться вновь или забыть друг друга навсегда.
«ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ БРАМСА?» (AIMEZ-VOUS BRAHMS?)
«Приблизив лицо к зеркалу, Поль неторопливо пересчитывала, как пересчитывают поражения, пометы времени, накопившиеся к тридцати девяти годам, не испытывая ни ужаса, ни горечи … Вдруг ей открылось – при этой мысли она даже улыбнулась, – что именно время-то и сжигает ее на медленном огне, убивает исподволь …». Читая книгу, невольно задаешься вопросом, что такое любовь? Почему новые встречи с новыми людьми, какими бы хорошими и нежными они не казались, не способны затмить прежние чувства, даже подточенные предательством? Финал романа оставляет одни вопросы …
«ВОЛШЕБНЫЕ ОБЛАКА» (LES MERVEILLEUX NUAGES)
«Многие задавались вопросом, почему Брандон Киннель, походивший на рассеянного морского волка, взял в жены Еву, которая напоминала какую-то букашку. Видимо, это произошло по двум причинам: она была умна, а он робок. Он помог Жозе подняться, та покачнулась и, чтобы не упасть, прильнула к нему». Роман Франсуазы Саган повествует о любви, терзаемой мучительной, непреодолимой ревностью, которая доводит до мучительной боли. Две половинки соединены узами брака, в котором они отчаянно боятся потерять друг друга.
«СИГНАЛ К КАПИТУЛЯЦИИ» (LA CHAMADE)
«Она открыла глаза. В комнату ворвался резкий, решительный ветер. То был весенний ветер … Он принес с собой запахи земли и леса, пронесся по парижским предместьям, по улицам, пропитанным парами бензина. И вот, легкий и задиристый, впорхнул к ней в комнату, чтобы напомнить еще до пробуждения, что жизнь прекрасна». Писательница размышляет о воспоминаниях детства, предается ностальгии «по беззаботности, царственной и безоглядной, по безвозвратно утраченной беспечности». А еще она мастерски описывает тончайшие движения влюбленной души, что часто приводит к тяжким мукам.
«НЕМНОГО СОЛНЦА В ХОЛОДНОЙ ВОДЕ» (UN PEU DE SOLEIL DANS L’EAU FROIDE)
«В эту минуту что-то оборвалось в груди Жиля. Все исчезло – жажда счастья, уважение к людям, самообладание, все вдруг затрещало, рухнуло в порыве злобы, и Жиль вдруг увидел как бы со стороны, что он бьет по своей жизни, по своему разочарованию в жизни, бил самого себя». Часто Саган показывает своих героинь сильными и жертвенными, а мужчин слабохарактерными. Женщины в книгах писательницы даже разговаривают меньше мужчин. Натали жертвует всем ради любви вплоть до трагической развязки, но способен ли ее избранник оценить этот порыв?