«Das war ein Vorspiel nur. Dort, wo man Bücher verbrennt, verbrennt man am Ende auch Menschen» (Heinrich Heine).
«Это была лишь прелюдия. Там, где сжигают книги, будут сжигать и людей» (Генрих Гейне).
10 мая 1933 года в Берлине и на площадях университетских городов Германии массово прошли факельные шествия и запылали костры из книг, чуждых идеологии фашизма. В публичном надругательстве над лучшими образцами немецкой и мировой литературы участвовали студенты и профессора, отряды гитлерюгенда, местные руководители нацистской партии.
«Истинные арийцы» сожгли тысячи томов трудов прогрессивных писателей, философов и ученых. Это были книги Маркса, Ремарка, Фрейда, Барбюса, Лондона, Кафки, Хемингуэя, Фейхтвангера, Драйзера, Горького… Закономерным последствием надругательства над лучшими образцами немецкой и мировой литературы стала преступная политика гитлеровского режима, которая обернулась гибелью десятков миллионов человек по всему миру.
В общей сложности запрету в Третьем рейхе подлежали произведения более трехсот прогрессивных авторов. Позорная церемония сожжения книг «негерманского духа» транслировалась по радио в прямом эфире. Министр пропаганды Третьего рейха Геббельс провозгласил «прорыв германской революции», расчистившей «дорогу немецкому пути».
Запрещенный писатель Эрих Кестнер, присутствовавший при этой варварской акции, позднее вспоминал: «Я стоял возле университета, зажатый со всех сторон студентами, одетыми в форму штурмовых отрядов, смотрел, как огонь пожирает обложки наших книг, и слушал сальные тирады этого мелкотравчатого лжеца. Похоронный ветер дул над городом…».
Приход национал-социалистов к власти в Германии встретил массовую поддержку со стороны населения. Главный редактор отдела культуры газеты «Frankfurter Allgemeine» Фолькер Вайдерман писал: «В 1933 году книги были сожжены не кучкой психически больных нацистов, это была акция большинства общества: студентов, которые ее придумали, профессоров, которые в ней участвовали, и населения, которое в массовом порядке приходило на сожжения и приносило с собой книги, чтобы бросить их в огонь».
Как и поджог гитлеровцами рейхстага 28 февраля 1933 года, так и «аутодафе 10 мая ознаменовало начало официально объявленного и осуществляемого террористическими методами нравственного и интеллектуального разложения и варваризации Германии» (из предисловия Альфреда Канторовича к антологии «Запрещенные и сожженные»).
Создание тоталитарной нацистской диктатуры в Германии во главе с Гитлером предполагало разрушение основ правового государства, демонтаж демократических институтов, уничтожение оппозиции, полный контроль над средствами массовых коммуникаций. «… Это была только заря того пламени, в котором потом уничтожались люди, города, народы и страны. Искоренение слова предшествовало уничтожению человека» (российский литературовед Игорь Шайтанов).
В 1995 году на берлинской площади Бебельплац (бывшей Опернплац) был установлен памятник сожженным книгам работы израильского скульптора Михи Ульмана. Он представляет собой пустые книжные полки, установленные ниже уровня мостовой и закрытые сверху стеклом. Табличка рядом с памятником гласит: «В центре этой площади 10 мая 1933 года студенты – национал-социалисты сожгли сотни трудов свободных писателей, публицистов, философов и ученых». Там же приведена цитата с пророческими словами немецкого поэта Генриха Гейне: «Это была лишь прелюдия. Там, где сжигают книги, будут сжигать и людей».
Ежегодно в память о о трагических событиях 10 мая 1933 года в Берлине на площади Бебельплац и в городских библиотеках звучат отрывки из книг, приговоренных нацистами к смертной казни. Организаторы проекта «Библиотека сожженных книг» расставляют на площади стулья и раскладывают на них экземпляры сожженных книг. Любой прохожий может прочесть книгу прямо на площади.
ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.
(Использованы материалы сайта https://russian.rt.com/science/article/511361-praktika-sozhzhenie-knigi; фотографии взяты из открытых источников ТКС «Интернет»)