АРТ-ЧАС «СИНИЙ ВСАДНИК» (к 145-летию со дня рождения немецкого художника-экспрессиониста Франца Марка) – в рамках Дня немецкой книги «Узнаем Германию»

«Искусство – не что иное, как выражение мечты. Чем больше мы предаемся ему, тем ближе подступаем к внутренней правде вещей» (Франц Марк).

2 октября 2025 года в секторе литературы на иностранных языках Абонемента Центральной городской библиотеки имени М. Горького был проведен День немецкой книги «Узнаем Германию». В рамках этого мероприятия был представлен арт-час «Синий всадник» к 145-летию со дня рождения немецкого художника-экспрессиониста Франца Марка.

В ходе беседы «Искусство как выражение мечты» читатели узнали интересные факты из творческой жизни самобытного художника из всемирно известной художественного объединения начала ХХ века «Синий всадник» под руководством нашего соотечественника Василия Кандинского.

Желающие ознакомились с описанием главных картин Франца Марка, который стремился передать в своей живописи «ор­га­ни­че­ский ритм, ко­то­рый пуль­си­ру­ет во всех су­ще­ст­вах». Также были представлены тематические издания из фонда Ростовской-на-Дону городской централизованной библиотечной системы.

Франц Мориц Вильгельм Марк (08.02.1880 – 04.03.1916) – известный немецкий художник-экспрессионист, один из основателей арт-группы «Синий всадник». В юности будущий мастер мечтал стать священником, изучал теологию и философию. Но вскоре он осознал, что его главным призванием является живопись. После поездок в Париж, где Франц увидел шедевры Винсента Ван Гога, Поля Сезанна, Поля Гогена, он оставил учебу в Мюнхенской академии художеств и стал самостоятельно работать.

Ф. Марк. Автопортрет в бретонском костюме (1904)

В 1910 году молодой живописец примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл знаменитый русский художник-абстракционист Василий Кандинский. Вскоре они создали свое объединение под названием «Синий всадник», куда также вошел Август Макке – близкий друг Франца Марка. Как и Кандинский, Марк придавал особое символическое значение синему цвету: он означал для него мужественность и духовность.

Франц Марк написал эссе «Духовные сокровища», в котором он объяснял главную идею своего творчества: искусство должно передавать не внешний облик, а внутреннюю суть вещей. Он называл это «мистической внутренней конструкцией». Творчество художника, в основном, было посвящено животным (особенно лошадям), которых он считал высшими существами природы. Его картинам свойственна сочная палитра, фантастические цветовые переходы, плотное наполнение холста. Произведения Ф. Марка «Синий конь», «Тигр», «Лисицы», «Три лошади на водопое», «Обезьяны» стали классикой немецкого экспрессионизма.

В последний период своей недолгой жизни Ф. Марк делает свои необыкновенные абстрактные картины более динамичными и яркими: «Красная и синяя лошади», «Цветы (Абстрактные формы)», «Под дождем», «Сказочные животные», «Лошади и орлы».

Ф. Марк «Под дождем»

Перед началом Первой мировой войны Марк написал две свои значимые картины – «Волки (Балканская война)» и «Судьбы животных». На первом полотне изображена стая стремительных волков в режущей глаз палитре на фоне бушующего пейзажа. Первобытная животная агрессия отражала безотчетную тревогу художника перед неминуемым началом масштабного кровопролитного побоища.

Ф. Марк «Волки (Балканская война)»

Другая картина Франца Марка «Судьбы животных» с подзаголовком «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею этого мощного художественного произведения. Лесная чаща пронизана хищными кровавыми вспышками и разящими лучами. В апокалиптическом хаосе на охваченных ужасом коней, оленей и кабанов падают стволы деревьев, земля уходит из-под ног, а в центре картины мы видим голубую беззащитную лань, поднявшую голову к небу. Картина «Судьбы животных» стала пророчеством мировой бойни, в которой люди и животные окажутся в одном положении – жертвами.

Ф. Марк «Судьбы животных»

Франц Марк ушел добровольцем на фронт и погиб под Верденом 4 марта 1916 года. В годы гитлеровского правления в Германии его работы, как и произведения его соратников, были объявлены «дегенеративным искусством» и изъяты из музейных фондов. В наши дни большая часть картин художника хранится в Музее современной живописи имени Франца Марка в баварской общине Кохель-ам-Зее.

СПИСОК ИЗДАНИЙ (из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС):

  1. Василий Кандинский / [автор-составитель: Анастасия Чудова]. — Москва : АСТ, 2019. — 160 с. : цв. ил.
  2. Великие художники XX века / [авторы-составители: П.С. Богданов, Г.Б. Богданова]. — Москва : Мартин, 2001. — 479 с., [12] л. ил.
  3. Кандинский, В.В. Точка и линия на плоскости / Василий Кандинский ; перевод с немецкого Елены Козиной. — Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2023. — 221 с. : ил.
  4. Королева, А.Ю. Мастера немецкой живописи / А.Ю. Королева. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2012. — 199 с. : цв. ил.
  5. Маркин, Ю.П. Экспрессионисты. Живопись. Графика / Ю.П. Маркин. — Москва : РИП-холдинг, 2014. — 365 с. : ил.
  6. Ришар, Лионель. Энциклопедия экспрессионизма / Лионель Ришар ; [перевод с французского Н.В. Кисловой и др.]. — Москва : Республика, 2003. — 430 с. : ил., портр.

ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.

(Использованы иллюстрации из открытых источников ТКС «Интернет»)