АРТ-ЧАС «КРУПНЕЙШИЙ СКУЛЬПТОР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ» (к 550-летию со дня рождения Микеланджело Буонарроти)

«Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился» (Микеланджело).

6 марта 2025 года в секторе литературы на иностранных языках Абонемента Центральной городской библиотеки имени М. Горького прошел арт-час «Крупнейший скульптор эпохи Возрождения». Мероприятие было посвящено 550-летию со дня рождения Микеланджело Буонарроти (06.03.1475 – 18.02.1564) – многогранного мастера изображения божественной красоты человеческого тела и духа.

В ходе показа презентации «Битва кентавров» читатели ознакомились с жизнью и главными шедеврами итальянского гения, который олицетворял собой синтез трех искусств – скульптуры, живописи и архитектуры. Также желающие ознакомились с художественными изданиями из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС.

Отец Микеланджело был обедневшим дворянином, занимал должность городского советника. Его мать рано умерла и мальчика отдали на воспитание супружеской паре в деревушку Сеттиньяно, где добывали мрамор. Микеланджело на всю жизнь сохранил теплое отношение к приемным родителям. Благодаря своей кормилице, которая была дочерью камнетеса, будущий мастер научился лепить из глины и владеть резцом раньше, чем читать и писать.

Сеттиньяно в Тоскани, где провел детство Микеланджело

В десять лет Буонарроти поступил в художественную школу Пьеро делла Франческа в Урбино. Потом он учился в мастерской флорентийского художника Доменико Гирландайо. Несколько лет юноша воспитывался при дворе богатейшей флорентийской семьи под руководством государственного деятеля и мецената Лоренцо Медичи (1449 — 1492). Здесь Микеланджело познакомился с идеями прославленных поэтов и философов-гуманистов. Много времени он проводил в монастырском морге, где досконально изучил анатомию человека. В этот период начинающий скульптор создал барельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».  

Портрет Лоренцо Медичи (художник Джорджо Вазари)

Несколько лет Буонарроти жил в Болонье и работал над скульптурами для гробницы святого Доминика. Он изучал творчество Данте, Петрарки, Боккаччо и начал писать стихи. В самом конце XV столетия 24-летний скульптор создал знаменитую «Римскую Пьету». Композиция с Богоматерью и умершим Христом, лежащим на ее коленях, воплощает строки Данте Алигьери: «Дочь своего Сына». Вазари, автор «Жизнеописаний» художников эпохи Возрождения, сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство его «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Девы Марии. Впоследствии он сожалел об этом тщеславном поступке и свои творения оставлял анонимными.

Микеланджело. Пьета (1499)

В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где он несколько лет работал над мраморной статуей Давида, ставшей одним из символов эпохи Возрождения. Триста лет пятиметровая статуя ветхозаветного юноши-пастуха, победившего гиганта Голиафа, стояла в центре Флоренции на площади Синьории.

Микеланджело. Давид
Площадь Синьории во Флоренции, где стояла статуя Давида

В 1508 году Микеланджело получил заказ от римского папы Юлия II на роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Он не сразу взялся за тяжелую грандиозную работу, но этот шедевр обессмертил гения. Над огромным потолком капеллы художник напряженно трудился четыре года. «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений», – писал он.

Потолок Сикстинской капеллы в Ватикане
Микеланджело. Сотворение мира (фрагмент фрески)

В 1514 году мастеру поступило новое задание – спроектировать фасад флорентийской базилики Сан-Лоренцо. Это был его первый архитектурный заказ. Затем мастер проектирует библиотеку Лауренциана во Флоренции, которая началась с коллекции Козимо Медичи Старшего. Ныне это Национальная библиотека Италии. В эти годы Буонарроти также работал над мраморной скульптурой ветхозаветного Моисея. По свидетельству современников, Микеланджело отличали самозабвенность в творчестве и крайний аскетизм.

Библиотека Лауренциана во Флоренции
Микеланджело. Моисей (1513 — 1516)

В 1547 году Микеланджело был назначен главным архитектором собора Святого Петра в Ватикане, процесс возведения которого затянулся на долгие годы. Строительством по очереди руководили именитые зодчие: Донато Браманте, Филиппо Брунеллески, Рафаэль Санти, Бальдассаре Перуцци. 72-летний Микеланджело вернулся к изначальной идее Браманте и утвердил проект центрально-купольного сооружения, но придал зданию собора больше монументальности и одновременно простоты. Выдвинутые им архитектурные идеи открыли новую эпоху в истории итальянского и мирового зодчества.

Собор Святого Петра в Ватикане

Микеланджело Буонарроти скончался 18 февраля в 1564 году в Риме в возрасте 89 лет. Последнее, что он произнес: «Я отдаю душу Богу, тело – земле, имущество – родным».

СПИСОК ИЗДАНИЙ (из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС):

  1. Боровков, Д.А. Титаны Возрождения: Леонардо и Микеланджело / Дмитрий Боровков. — Москва : Вече, 2019. – 269 с. : ил.
  2. Вазари, Джорджо. Жизнеописания шести великих мастеров Возрождения / Джорджо Вазари ; [перевод с итальянского, комментарии А. Габричевского]. — Санкт-Петербург ; Москва : Пальмира : Рипол классик, 2018. – 380 с. : ил.
  3. Волкова, П.Д. 12 лучших художников Возрождения / Паола Волкова. — Москва : АСТ, 2018. – 285 с. : ил. 
  4. Кинг, Росс. Микеланджело и Сикстинская капелла / Росс Кинг ; перевод с английского А. Глебовской и А. Захаревич. — Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2020. — 478 с., [4] л. ил.
  5. Кристофер, Пол. Тень Микеланджело : [роман] / Пол Кристофер ; [перевод с английского В. Волковского]. — Санкт-Петербург : Домино ; Москва : Эксмо, 2010. – 350 с.
  6. Микеланджело (1475 — 1564). Письма ; Поэзия / Микеланджело ; [перевод с итальянского]. — Санкт-Петербург : Азбука, 2002. – 638 с., [32] л. ил.
  7. Роллан, Ромен. Жизнь Микеланджело / Ромен Роллан ; [перевод с французского В.Н. Курелло]. — Калининград : Янтарный сказ, 2001. – 332 с. : ил.

ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.

(Использованы иллюстрации из открытых источников ТКС «Интернет»)