ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ «ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ДИНАСТИИ ДЮМА» (к 200-летию со дня рождения Александра Дюма-сына)

«L’amour sans l’estime ne peut s’élever bien haut, c’est un ange qui n’a qu’une aile».
«Любовь без уважения не может подняться высоко: это ангел с одним крылом»
.
(Александр Дюма-сын)

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Александра Дюма-сына (Alexandre Dumas-fils, 27.07.1824 ‒ 27.11.1895) ‒ французского писателя, сына прославленного романиста Александра Дюма-отца. В честь этой даты в секторе литературы на иностранных языках Абонемента Центральной городской библиотеки имени М. Горького был представлен портрет писателя «Продолжатель династии Дюма».

Мероприятие прошло 13 июля 2024 года в рамках Дня французской книги «Франция ‒ страна и культура» ко Дню взятию Бастилии. Литературная беседа «Дюма-сын ‒ создатель жанра проблемной пьесы» сопровождалась показом фрагмента из итальянского фильма-оперы «Травиата» режиссера Франко Дзеффирелли (1982). Главные роли исполнили Тереза Стратас (Виолетта) и Пласидо Доминго (Альфред). Также желающие ознакомились с произведениями Дюма-сына и Дюма-отца из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС.

Известно, что родители Александра Дюма младшего в браке не состояли. Позднее Дюма старший, который тоже был незаконнорожденным, признал своего сына и дал ему хорошее образование. В произведениях «Незаконный сын»  и «Блудный отец» Дюма-младший описал свои детские и юношеские переживания по поводу сиротства при живом отце.

Александр Дюма-отец (24.07.1802 — 05.12.1870)
Александр Дюма-сын в молодости

С восемнадцати лет Александр начал писать стихи, в 1847 году вышел его первый сборник «Грехи юности». За ним последовал ряд повестей и романов: «Тристан Рыжеволосый», «Роман одной женщины», «Трое сильных мужчин», «Дама в жемчугах». Дюма-младший является также автором пьес «Диана де Лис», «Полусвет», «Денежный вопрос», «Жена Клода», «Процесс Клемансо».

Собрание комедий с автографом А. Дюма-сына

В своих романах и драмах Дюма-сын затрагивал насущные проблемы общественной морали. Его даже называют создателем жанра «проблемной пьесы». Всемирного признания Александр Дюма добился, когда в 1852 году на сцене парижского театра «Водевиль» была поставлена его пьеса «Дама с камелиями» («La dame aux Camelias»), переделанная им из своего одноименного романа. Несколько лет Дюма-сын и Дюма-отец добивались разрешения на постановку пьесы, которая была запрещена из-за отсутствия «свидетельства о морали».

В основу «Дамы с камелиями» легла романтическая история любви 20-летнего Дюма к парижской куртизанке Мари Дюплесси. Молодой человек встретил ее в театре и был покорен с первого взгляда красотой и умом девушки. По воспоминаниям современников, Мари была очень изящна и обладала несравненным обаянием. В руках она всегда держала букетик камелий, за что ее прозвали «дамой с камелиями».

Несмотря на взаимную любовь, молодые люди вскоре расстались. Мари умерла от туберкулеза в возрасте двадцати трех лет. Известие о смерти любимой женщины пришло к Александру поздно и стало для него огромным потрясением. В своем главном произведении Дюма-сын выступил защитником «погибших, но милых созданий». Осуждая лицемерную буржуазную мораль, писатель сочувствует своей героине Маргарите Готье и утверждает, что любой человек имеет право на уважение и милосердие. И он может оказаться несравненно благороднее «добропорядочных» граждан.

«Дама с камелиями» вдохновила Джузеппе Верди на создание оперы «Травиата»,  премьера которой состоялась в венецианском театре Ла Фениче в 1853 году. Дюма-сын высоко ценил итальянского композитора и был ему очень благодарен: «Через пятьдесят лет никто бы и не вспомнил о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее!». В роли Виолетты блистали многие оперные певицы: Фанни Сальвини-Донателли, Антонина Нежданова, Мария Каллас, Галина Вишневская, Тереза Стратас…

Не оставил без внимания это гениальное произведение и мировой кинематограф. Образ «дамы с камелиями» в свое время воплотили такие известные актрисы как Элеонора Дузе, Сара Бернар, Грета Гарбо, Изабель Юппер.

В 1963 году английский хореограф Фредерик Аштон поставил балет «Маргарита и Арман» в оркестровой аранжировке одной из сонат Ференца Листа. Балет был создан для звезд мировой величины ‒ 43-летней Марго Фонтейн, примы-балерины лондонского театра Ковент Гарден, и 25-летнего Рудольфа Нуреева ‒ бывшего артиста Кировского (ныне Мариинского) театра оперы и балета. При их жизни никто другой не имел права танцевать этот страстный балет, который шел всего полчаса.

Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев балете «Маргарита и Арман»

Александр Дюма-сын умер 27 ноября 1895 года и нашел свой последний приют на кладбище Монмартра недалеко от своей «дамы с камелиями» ‒ Мари Дюплесси.

СПИСОК ИЗДАНИЙ (из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС):

  1. Dumas fils, Alexander. La Dame aux Camélias / Alexander Dumas fils. — Москва : Т8RUGRAM, 2017. — 234 с. : ил. — (Читайте зарубежную литературу в оригинале!).
  2. Дюма, Александр (сын). Дама с камелиями / Александр Дюма ; [перевод с французского М. Таймановой]. — Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2020. — 315 с. — (Мировая классика).
  3. Дюма, Александр (сын). Дама с камелиями : роман / Александр Дюма ; перевод с французского С. Антик. — Москва : Эксмо, 2022. — 285 с.
  4. Моруа, Андре. Три Дюма : [роман-биография] / Андре Моруа ; [перевод с французского Л. Беспаловой и С. Шлапоберской]. — Москва : АСТ, 2009. — 476 с.
  5. Тароцци, Джузеппе. Верди / Джузеппе Тароцци; сокращенный перевод с итальянского И. Константиновой. — Москва : Молодая гвардия, 1984. — 352 с., [25] л. ил. — (Жизнь замечательных людей).
  6. Чертанов, М. Дюма / Максим Чертанов. — Москва : Молодая гвардия, 2014. — 498 с., [16] л. ил. — (Жизнь замечательных людей).

ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.

(Использованы иллюстрации и видеофрагмент из открытых источников ТКС «Интернет»)