«Когда истощаются заблуждения, в глаза нам глядит пустота …» (Б. Брехт).
Бертольд Брехт (10.02.1898 — 14.08.1956)‒ знаменитый немецкий драматург-новатор, антифашист, основатель эпического театра. Всю жизнь Брехт активно выступал против насилия, ложной морали тех, кто «тайком пил вино, а прилюдно прославлял воду». Мироощущение немецкого драматурга роднит его с нашим Максимом Горьким, который говорил: «Я пришел в этот мир, чтобы не соглашаться». Русского классика впоследствии Брехт уважительно ставил в театре.
Ойген Бертольд Фридрих Брехт родился 10 февраля 1898 года в немецком городе Аугсбурге в семье коммерческого директора бумажной фабрики и дочери начальника железнодорожной станции. После народной школы францисканского ордена, будущий драматург и поэт учился в гимназии.
Во время Первой мировой войны Брехт работал санитаром в одном из госпиталей Аугсбурга. Под стоны раненых и умирающих молодых людей автор пишет свою первую знаменитую балладу «Легенда о мертвом солдате». Отважный солдат погиб смертью храбрых, но по приказу кайзера был выкопан из братской могилы и снова отправлен в военную мясорубку.
Кайзеровская армия в Первой мировой войне Б. Брехт «Легенда о мертвом солдате»
После войны Бертольд Брехт учился в Мюнхенском университете сразу на двух факультетах ‒ медицинском и философском. Одновременно начинающий талантливый драматург занимался театральными постановками в дерзких, самодеятельных студиях. В начале двадцатых годов 20 века Германию начала охватывать «коричневая чума» фашизма. Брехт, называвший гитлеровских штурмовиков «скопищем убогих недоносков», во время мюнхенского «пивного путча» 1923 года, попал в черный список предателей Третьего рейха.
На сцене мюнхенского театра Брехт поставил пьесы «Барабаны в ночи», «Ваал», «Мещанская свадьба», «В чаще городов». После переезда в Берлин он сближается с известными театральными режиссерами ‒ Максом Рейнгартом и Эрвином Пискатором. В 1928 году была осуществлена триумфальная постановка «Трехгрошовой оперы» на музыку Курта Вайля.
Бертольда Брехта привлекала эстетика грубоватой, «площадной» игры исполнения. В пьесах немецкого писателя обязательно присутствует так называемый зонг ‒ предельно сжатая философская притча в музыкальном исполнении. Зонг звучит в исполнении водоноса в «Добром человеке из Сезуана», уличного певца в «Трехгрошовой опере», солдатской распевке в «Мамаше Кураж».
В начале тридцатых годов по всей Европе с огромным успехом разошлась на грампластинках одна из классических песен рабочего движения «Песня Солидарности» на стихи Бертольда Брехта в исполнении немецкого актера и певца Эрнста Буша.
Vorwärts, und nicht vergessen,
worin unsre Stärke besteht!
Beim Hungern und beim Essen,
vorwärts, nicht vergessen
die Solidarität!
Вперед, и не забывайте,
в чем наша сила заключается!
Будучи голодными и будучи сытыми,
вперед, и не забывайте —
Солидарность!
С приходом к власти национал-социалистов Брехт, как и другие прогрессивные немецкие деятели культуры, оказался в смертельной опасности. Его книги на площадях жгли фашисты наряду с произведениями Маркса и Энгельса, Гейне, Манна, Ремарка, Фейхтвангера. В эмиграции Брехт пишет пьесы «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Жизнь Галилея», «Винтовки Тересы Каррар», множество памфлетов и стихотворений. Также писатель обращается к деятелям культуры разных стран с открытыми письмами, призывая к борьбе против воинствующего немецкого фашизма.
В Копенгагене Б. Брехт начал заниматься разработкой теории «эпического театра» («эпической драмы»). «Поучительный, рациональный, интеллектуальный» ‒ таково краткое определение эпического театра, по определению самого драматурга. Драма в представлении Брехта должна вызвать у зрителя «аналитическое, критическое отношение к изображенным событиям» и двигаться к неминуемой развязке («навстречу катастрофе»).
В 1939 году в Стокгольме Брехт закончил работу над пьесой-предостережением «Мамаша Кураж» в предчувствии чудовищной «большой войны», развязанной гитлеровскими отморозками. Чтобы спастись от фашистов, жаждавших мести, Бертольд Брехт с семьей отправился в далекий путь из Финляндии, через Дальний Восток СССР, чтобы отплыть в Соединенные Штаты. В 1944 году она написал пьесу «Кавказский меловой круг», премьера которой состоялась через несколько лет в студенческой постановке в Карлтон-колледже в штате Миннесота.
После войны Бертольд Брехт вернулся на свою «бледную, страдающую родину» в восточный просоветский сектор Германии. «Здесь ко мне отнеслись дружественно», ‒ говорил писатель. На малой сцене «Немецкого театра» в столичном Берлине в 1949 году были с успехом поставлена пьеса «Мамаша Кураж». Брехт был избран вице-президентом Академии искусств Германской Демократической Республики. Он стал лауреатом Национальной премии и премии СССР «За мир и дружбу между народами».
На пленуме Союза культуры Германии в поддержку мира (1948) Д. Шостакович и Б. Брехт
Последним произведением, написанным Брехтом, стала пьеса «Турандот». Несмотря на перенесенный инфаркт, немецкий драматург продолжал репетировать в театре. 14 августа 1956 года всемирно известного поэта, драматурга и режиссера Бертольда Брехта не стало. Писатель составил завещание, в котором просил, чтобы гроб с его телом нигде публично не выставляли и над могилой не произносили прощальные слова.
Памятник Б. Брехту в Берлине
Живой памятью о жизни и творчестве немецкого поэта и драматурга стал «Берлинер ансамбль» ‒ один из ведущих театров мира, основанный Бертольдом Брехтом и его женой-сподвижницей Еленой Вайгель.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС):
- Brecht, Berthold. Kalendergeschichten : [учебное пособие для чтения средней степени трудности] / Bertolt Brecht ; составитель Е.В. Нарустранг. — Санкт-Петербург : Anthology, 2011. — 92 с.
- Брехт, Бертольд. Трехгрошовая опера : пьесы / Бертольд Брехт ; [перевод с немецкого С.К. Апта]. — Москва : ЭКСМО, 2003. — 507 с.
- Брехт, Бертольд. Трехгрошовый роман / Бертольд Брехт ; [перевод с немецкого В. Стенича ; предисловие И. Фрадкина ; иллюстрации П. Пинкисевича]. — Москва : Правда, 1984. — 430 с. : ил.
- Брехт, Бертольд. Три пьесы / Бертольд Брехт ; [перевод с немецкого С. Апта ; послесловие М. Туровской]. — Москва : Московский рабочий, 1983. — 240 с.
- Брехт, Бертольт. Избранное : пьесы, рассказы : перевод с немецкого / Бертольт Брехт ; [предисловие В.Н. Девекина ; примечания Е.В. Розен]. — Москва : Радуга, 1987. — 374 с.
- Брехт, Бертольт. О литературе : [сборник] : перевод с немецкого / Бертольт Брехт ; [вступительная статья Е. Книпович]. — Москва : Художественная литература, 1988. — 524 с.
- Вейль, Курт. Песни и баллады : из музыки к пьесе Б. Брехта «Трехгрошовая опера» / К. Вейль. — Москва : Музыка, 1968. — 30 с.
ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.
(Использованы материалы сайта https://godliteratury.ru/articles/2021/02/11/da-kak-zhe-on-pishetsia-bertold-breht; иллюстрации взяты из открытых источников ТКС «Интернет»)