ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЛАБИРИНТ «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК» (к 125-летию со дня рождения немецкого драматурга и поэта Бертольда Брехта)

«Когда истощаются заблуждения, в глаза нам глядит пустота …» (Б. Брехт).

Бертольд Брехт (10.02.1898 — 14.08.1956)‒ знаменитый немецкий драматург-новатор, антифашист, основатель эпического театра. Всю жизнь Брехт активно выступал против насилия, ложной морали тех, кто «тайком пил вино, а прилюдно прославлял воду». Мироощущение немецкого драматурга роднит его с нашим Максимом Горьким, который говорил: «Я пришел в этот мир, чтобы не соглашаться». Русского классика впоследствии Брехт уважительно ставил в театре.

Ойген Бертольд Фридрих Брехт родился 10 февраля 1898 года в немецком городе Аугсбурге в семье коммерческого директора бумажной фабрики и дочери начальника железнодорожной станции. После народной школы францисканского ордена, будущий драматург и поэт учился в гимназии.

Б. Брехт в студенческие годы

Во время Первой мировой войны Брехт работал санитаром в одном из госпиталей Аугсбурга. Под стоны раненых и умирающих молодых людей автор пишет свою первую знаменитую балладу «Легенда о мертвом солдате». Отважный солдат погиб смертью храбрых, но по приказу кайзера был выкопан из братской могилы и снова отправлен в военную мясорубку.

После войны Бертольд Брехт учился в Мюнхенском университете сразу на двух факультетах ‒ медицинском и философском. Одновременно начинающий талантливый драматург занимался театральными постановками в дерзких,  самодеятельных студиях. В начале двадцатых годов 20 века Германию начала охватывать «коричневая чума» фашизма. Брехт, называвший гитлеровских штурмовиков «скопищем убогих недоносков», во время мюнхенского «пивного путча» 1923 года, попал в черный список предателей Третьего рейха.

Пивной путч в Мюнхене в ноябре 1923 года

На сцене мюнхенского театра Брехт поставил пьесы «Барабаны в ночи», «Ваал», «Мещанская свадьба», «В чаще городов». После переезда в Берлин он сближается с известными театральными режиссерами ‒ Максом Рейнгартом и Эрвином Пискатором. В 1928 году была осуществлена триумфальная постановка «Трехгрошовой оперы» на музыку Курта Вайля.

Б. Брехт «Трехгрошовая опера» (немецкая постановка 1930 г.)
Б. Брехт «Трехгрошовая опера» (Московский театр сатиры, 1973 г.)

Бертольда Брехта привлекала эстетика грубоватой, «площадной» игры исполнения. В пьесах немецкого писателя обязательно присутствует так называемый зонг ‒ предельно сжатая философская притча в музыкальном исполнении. Зонг звучит в исполнении водоноса в «Добром человеке из Сезуана», уличного певца в «Трехгрошовой опере», солдатской распевке в «Мамаше Кураж».

Б. Брехт «Добрый человек из Сезуана» (Театр на Таганке, 1964 г.)
Б. Брехт «Мамаша Кураж» (Берлинер театр)

В начале тридцатых годов по всей Европе с огромным успехом разошлась на грампластинках одна из классических песен рабочего движения «Песня Солидарности» на стихи Бертольда Брехта в исполнении немецкого актера и певца Эрнста Буша.

Vorwärts, und nicht vergessen,
worin unsre Stärke besteht!
Beim Hungern und beim Essen,
vorwärts, nicht vergessen
die Solidarität!
Вперед, и не забывайте,
в чем наша сила заключается!
Будучи голодными и будучи сытыми,
вперед, и не забывайте —
Солидарность!

Немецкий актер и певец Эрнст Буш

С приходом к власти национал-социалистов Брехт, как и другие прогрессивные немецкие деятели культуры, оказался в смертельной опасности. Его книги на площадях жгли фашисты наряду с произведениями Маркса и Энгельса, Гейне, Манна, Ремарка, Фейхтвангера. В эмиграции Брехт пишет пьесы «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Жизнь Галилея», «Винтовки Тересы Каррар», множество памфлетов и стихотворений. Также писатель обращается к деятелям культуры разных стран с открытыми письмами, призывая к борьбе против воинствующего немецкого фашизма.

Б. Брехт «Винтовки Тересы Каррар»
Б. Брехт «Жизнь Галилея» (Театр на Таганке, 1966 г.)

В Копенгагене Б. Брехт начал заниматься разработкой теории «эпического театра» («эпической драмы»). «Поучительный, рациональный, интеллектуальный» ‒ таково краткое определение эпического театра, по определению самого драматурга. Драма в представлении Брехта должна вызвать у зрителя «аналитическое, критическое отношение к изображенным событиям» и двигаться к неминуемой развязке («навстречу катастрофе»).

Эпический театр Брехта

В 1939 году в Стокгольме Брехт закончил работу над пьесой-предостережением «Мамаша Кураж» в предчувствии чудовищной «большой войны», развязанной гитлеровскими отморозками. Чтобы спастись от фашистов, жаждавших мести, Бертольд Брехт с семьей отправился в далекий путь из Финляндии, через Дальний Восток СССР, чтобы отплыть в Соединенные Штаты. В 1944 году она написал пьесу «Кавказский меловой круг», премьера которой состоялась через несколько лет в студенческой постановке в Карлтон-колледже в штате Миннесота.

После войны Бертольд Брехт вернулся на свою «бледную, страдающую родину» в восточный просоветский сектор Германии. «Здесь ко мне отнеслись дружественно», ‒ говорил писатель. На малой сцене «Немецкого театра» в столичном Берлине в 1949 году были с успехом поставлена пьеса «Мамаша Кураж». Брехт был избран вице-президентом Академии искусств Германской Демократической Республики. Он стал лауреатом Национальной премии и премии СССР «За мир и дружбу между народами».

Последним произведением, написанным Брехтом, стала пьеса «Турандот». Несмотря на перенесенный инфаркт, немецкий драматург продолжал репетировать в театре. 14 августа 1956 года всемирно известного поэта, драматурга и режиссера Бертольда Брехта не стало. Писатель составил завещание, в котором просил, чтобы гроб с его телом нигде публично не выставляли и над могилой не произносили прощальные слова.

Живой памятью о жизни и творчестве немецкого поэта и драматурга стал «Берлинер ансамбль» ‒ один из ведущих театров мира, основанный Бертольдом Брехтом и его женой-сподвижницей Еленой Вайгель.

Б. Брехт и Е. Вайгель
Театр Б. Брехта «Берлинер ансамбль»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (из фонда Ростовской-на-Дону городской ЦБС):

  1. Brecht, Berthold. Kalendergeschichten : [учебное пособие для чтения средней степени трудности] / Bertolt Brecht ; составитель Е.В. Нарустранг. — Санкт-Петербург : Anthology, 2011. — 92 с.
  2. Брехт, Бертольд. Трехгрошовая опера : пьесы / Бертольд Брехт ; [перевод с немецкого С.К. Апта]. — Москва : ЭКСМО, 2003. — 507 с.
  3. Брехт, Бертольд. Трехгрошовый роман / Бертольд Брехт ; [перевод с немецкого В. Стенича ; предисловие И. Фрадкина ; иллюстрации П. Пинкисевича]. — Москва : Правда, 1984. — 430 с. : ил.
  4. Брехт, Бертольд. Три пьесы / Бертольд Брехт ; [перевод с немецкого С. Апта ; послесловие М. Туровской]. — Москва : Московский рабочий, 1983. — 240 с.
  5. Брехт, Бертольт. Избранное : пьесы, рассказы : перевод с немецкого / Бертольт Брехт ; [предисловие В.Н. Девекина ; примечания Е.В. Розен]. — Москва : Радуга, 1987. — 374 с.
  6. Брехт, Бертольт. О литературе : [сборник] : перевод с немецкого / Бертольт Брехт ; [вступительная статья Е. Книпович]. — Москва : Художественная литература, 1988. — 524 с.
  7. Вейль, Курт. Песни и баллады : из музыки к пьесе Б. Брехта «Трехгрошовая опера» / К. Вейль. — Москва : Музыка, 1968. — 30 с.

ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.

(Использованы материалы сайта https://godliteratury.ru/articles/2021/02/11/da-kak-zhe-on-pishetsia-bertold-breht; иллюстрации взяты из открытых источников ТКС «Интернет»)