ИНТЕЛЛЕКТ-ЭКСКУРС «ВЫДАЮЩИЙСЯ ТЕОРЕТИК НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА» (к 250-летию со дня рождения поэта и философа Фридриха Шлегеля)

«Высшее благо и единственно полезное – культура» (Фридрих Шлегель).

Карл Вильгельм Фридрих фон Шлегель (10.03.1772 – 12.01.1829)немецкий поэт и философ, выдающийся лингвист, один из теоретиков романтического направления в европейской литературе. Вместе с братом Августом Вильгельмом основал Йенский кружок немецких романтиков и выпускал журнал «Атенеум». Свое мировоззрение Ф. Шлегель наиболее полно отразил в стихотворении «Гармония жизни»:

Я с детских лет привык без страха
Парить к безоблачным странам,
Я презираю узы праха,
Я близок силою к богам.
Я мчусь в селение святое,
Когда слабеет жизнь моя,
И гордо разорвав земное,
Как феникс, возрождаюсь я.

Фридрих Шлегель в молодости

К главным трудам Фридриха Шлегеля относятся: «Философия жизни», «Философия истории», «Философия языка и слова», «О Лессинге», «Об изучении греческой поэзии», «Лекции об изящной литературе и искусстве». Шлегель также считается одним из основоположников немецкой санскритологии и сравнительного языкознания («О языке и мудрости индийцев»).

Ф. Шлегель «О Лессинге» (на фр. языке)

Фридрих Шлегель получил прекрасное гуманитарное образование (знание классических языков, философии, права). Он учился в Ганноверском и Лейпцигском университетах, изучал право, философию и литературу. Занимался литературной деятельностью, публиковал труды по древнегреческой поэзии, изучал восточные языки. В разные годы дружил с писателями-единомышленниками Фихте, Гете, Гердером, Виландом, Шеллингом, Новалисом.

Сочинение Ф. Шлегеля по истории романтизма (на немецком языке)

Немецкий философ видел в древнегреческой поэзии прообраз истинного искусства, воплощение «объективно-прекрасного». Он резко критиковал культуру и искусство нового времени за господство «манерного, характерного и индивидуального», смешение жанров, неустанное стремление к «новому, пикантному и поразительному» («Об изучении греческой поэзии»). Вершиной современного «романтического» искусства Шлегель считал творчество Боккаччо, Данте, Шекспира, Сервантеса, Гёте.

Шлегель и его соратники выдвинули идею создания мифологии, наподобие античной, древнеиндийской, для преодоления «расколотости» современного сознания и органического слияния науки, философии, искусства, религии. С помощью целостной, устремленной «к бесконечному универсуму» культуры может быть осуществлено эстетическое преображение действительности и самого человека в духе гармонии и красоты. Эта же тема развивается Шлегелем и в теории романтической (трансцендентальной) поэзии.

Теория романтизма наиболее полно изложена в знаменитой работе Ф. Шлегеля «Фрагменты» (1798), которая по праву считается одним из важнейших литературных манифестов не только немецкого, но всего европейского романтизма. Мир искусства, по Шлегелю, выше действительности. Художник ‒ это совершенное творение. Поэзия и философия призваны объединиться.

В 1815 году выходит в свет труд Шлегеля «История древней и новой литературы», в котором развитие мировой литературы показано как внутренне взаимосвязанный исторический процесс. Это произведение знал и положительно оценивал А.С. Пушкин (книга была издана на русском языке в 1834 году в переводе В. Козловского).

В последние годы жизни Фридрих Шлегель читал в Вене и Дрездене лекции по философии истории и лингвистике. В ночь на 12 января 1829 года Шлегель внезапно скончался в дрезденском отеле на руках своей племянницы Августы. Через пятнадцать лет в Вене вышло собрание сочинений Шлегеля в пятнадцати томах.

Влияние идей немецкого философа-романтика Фридриха Шлегеля испытали самые различные области гуманитарных исследований: эстетика и поэтика, литературоведение и искусствознание, классическая филология и индология, философская антропология и языкознание. Актуальность поставленных им философских и эстетических проблем — источник неизменного интереса к наследию Ф. Шлегеля, крупнейшего теоретика немецкого романтизма.

СПИСОК ИЗДАНИЙ ПО ТЕМЕ «НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ И ФИЛОСОФИЯ ФРИДРИХА ШЛЕГЕЛЯ»

  1. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2001. — 512 с.
  2. Бычков, В.В. К эстетике раннего Фридриха Шлегеля / В.В. Бычков // Философия и культура. – 2020. – № 11. – С. 1–14.
  3. Габитова, P.M. Философия немецкого романтизма (Фр. Шлегель. Новалис) / Р.М. Габитова. — Москва : Наука, 1978. – 288 с.
  4. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – Москва : Рольф, 2001. – 416 с.
  5. Жирмунский, В.М. Немецкий романтизм и современная мистика / В.М. Жирмунский. – Санкт-Петербург : Аксиома, 1996. – 210 с.
  6. Черничкина, А.А. Философия культуры Фридриха Шлегеля / А.А. Черничкина // Философские науки. – 2016. – № 1. – С. 108 – 121.
  7. Шлегель, Фридрих. Эстетика. Философия. Критика : [в 2 томах] / [составитель, перевод с немецкого, вступительная статья Ю.Н. Попова ; примечания А.В. Михайлова]. – Москва : Искусство, 1983.

ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.

Использованы материалы сайтов: https://litvek.com/av/91591; https://studme.org/299353/literatura/fridrih_shlegel. Фотографии взяты из открытых источников ТКС «Интернет».