ВСТРЕЧА С ПРЕКРАСНЫМ «ТОРЖЕСТВО ЖИЗНИ В КАРТИНАХ ЭДУАРДА МАНЕ» (к 190-летию со дня рождения французского художника)

Эдуард Мане (23.01.1832 – 30.04.1883) – всемирно известный французский художник XIX века. Своим искусством Э. Мане предвосхитил возникновение импрессионизма и стал одним из его основоположников. Его творчество стало переходным звеном между реализмом и импрессионизмом. За это Эдуарда Мане называют последним из великих художников-классиков и первым представителем современного искусства.

Его родители, богатые буржуа, надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Но у Эдуарда были свои планы на дальнейшую жизнь. Он хотел стать моряком и в шестнадцать лет совершил в качестве юнги дальнее плавание в Рио-де- Жанейро. Но, дважды провалив вступительные экзамены в мореходную школу, он ставит точку на своей мечте.

Эдуард Мане в 14 лет

Брат матери Эдуарда Мане, разглядев художественное призвание племянника, подталкивает его к обучению живописи и Мане поступает в мастерскую Тома Кутюра. Здесь будущий художник приобщился к классическому наследию, изучая старых мастеров живописи. Одновременно Мане усердно посещает Лувр, а после ухода от Кутюра совершает турне по музеям Италии, Голландии, Германии и Австрии. Объекты его поклонения — Тициан и Тинторетто, Рембрандт и Хальс, Пуссен, Делакруа и Энгр.

Французский художник Тома Кутюр (автопортрет)

К 1858 году он становится уже довольно известным в Париже, как художник с хорошими перспективами. Но его попытки выставить свои картины на выставке Парижского салона постигают неудачи, его полотна отвергают. Однако в 1861 году его картина «Испанский певец» занимает своё скромное место под потолком на очередной выставке Салона. Картина обратила на себя всеобщее внимание. 

Э. Мане «Испанский певец»

Посетителей поразила манера исполнения: традиционная лепка фигуры посредством светотени, сдержанный тёмный колорит и в то же время ослепительные контрасты белых и чёрных тонов. Жюри наградило автора почётным отзывом. Но последующие картины опять отвергнуты Салоном, и художник вынужден был выставить их на Салоне отверженных. Травля вынуждает Мане на время покинуть Париж, и Мане отправляется в Испанию, где изучает работы Эль Греко, Гойи и Веласкеса. Он упорно изучает натуру, пишет этюды и пейзажи и даёт новое направление живописи, названное импрессионизмом.

Э. Мане «Рыбалка»
Э. Мане «Большой канал в Венеции»

В своём творчестве Мане стремился к созданию образа современного человека, жителя большого города, каким был Париж периода Второй империи. Уличная певица, цирковые актёры, мальчик из оркестра, завсегдатаи кафе, писатели, музыканты, певцы – вот те персонажи, которые зритель видел на картинах Эдуарда Мане в тех редких случаях, когда художнику удавалось устроить персональную выставку.

Э. Мане «Уличная певица»
Э. Мане «Бар в Фоли Бержер»

«Надо быть современным и писать то, что видишь» — таково мнение художника. В своих полотнах он выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас. 

Э. Мане «В лодке»
Э. Мане «Букет цветов»

В своей многофигурной композиции «Музыка в садах Тюильри» Мане передал своеобразие парижской толпы со строгими мужскими фигурами и красочными женскими силуэтами. Посредством едва намеченных на дальнем плане пятен лиц художник создаёт впечатление живого движения, мелькания множества людей.

Э. Мане «Музыка в Тюильри»

Художник создаёт также ряд мужских портретов. Среди них портрет писателя Эмиля Золя, с кем связывала Мане долголетняя дружба. «Вы знаете, какое действие оказывают картины Мане в Салоне. Они попросту пробивают стену. Вокруг них выставлены сласти кондитеров от искусства…» — писал Золя. 

Э. Мане «Портрет Эмиля Золя»

Серия женских образов притягивает и вызывает ощущение мягкости, плавных линий, особой женственности. «Железная дорога», «Мадам Мане за роялем», «Лола из Валенсии» – эти портреты овеяны особой теплотой. В Салоне отвергнутых вызвала бурную реакцию картина «Завтрак на траве». Сцена отдыха молодых парижан на берегу Сены воспринималась как нечто неприличное. Публике, привыкшей к изображению наготы лишь в пасторальных и мифологических сюжетах, казалось нелепым сопоставление двух одетых в современные костюмы мужчин с обнажённой женской фигурой.

Э. Мане «Железная дорога»
Э. Мане «Лола из Валенсии»

Отклик художника вызвали и исторические события. В 1864 году, в период летнего пребывания в портовом городке Булонь, Мане изобразил в картине «Бой «Керсерджа» и «Алабамы» – один из финальных эпизодов войны Севера и юга в Америке. Здесь представлена сцена потопления «Алабамы», крейсера южных штатов, застигнутого северо-американским судном «Керсерджем» в открытом море, близ французского берега у порта Шербур.

Э. Мане «Бой «Керсерджа» и «Алабамы»

Официальное признание Эдуард Мане получил в 1882 году, когда ему был вручён орден Почётного легиона – главная награда Франции. К тому времени художник уже был смертельно болен. Картины Мане ожидала слава после кончины мастера. По выражению Эмиля Золя, «повторилась вечная история: людей убивала человеческая тупость, чтобы затем ставить им памятники…».

Творчество Эдуарда Мане нашло достойное место в сборнике А.А. Ладвинской «Семьдесят знаменитых художников» и в трёхтомнике И. Долгополова «Мастера и шедевры». Ему посвящены значительные страницы в прекрасно иллюстрированных изданиях Чегодаева А.Д. «Импрессионисты» и Недошивина Г. «Сто встреч в мире искусства». На страницах книги «Западноевропейское искусство 19 века» Н.В. Яворской прослеживается творческий путь художника. 

Самые полные сведения о жизни и творчестве французского живописца представлены в издании Анри Перрюшо «Эдуард Мане» из серии «Жизнь замечательных людей». 

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА БЕЛЕНКО М.А.