ТЕАТРАЛЬНОЕ РАНДЕВУ «КАЗАТЬСЯ ТЕМ, КЕМ ЖАЖДУТ ТЕБЯ ВИДЕТЬ» (к 400-летию со дня рождения Жана-Батиста Мольера) в рамках литературного вечера «Создатель национальной французской комедии»

«Выставить пороки на всеобщее посмеяние — значит нанести им чувствительнейший удар» (Жан-Батист Мольер).

В январе 2022 года в литературном и театральном мире отмечается 400-летний юбилей великого французского драматурга, реформатора жанра комедии Жана-Батиста Поклена, известного под именем Мольера (15.01.1622 – 17.02.1673). Сын королевского обойщика, взявший впоследствии сценическое имя Мольер, получил отличное образование. Он окончил престижный коллеж в Клермоне, продолжил образование в Орлеанском университете и получил звание лиценциата права.

Орлеанский университет в средние века

Но Мольер жил театром, был всецело человеком сцены. Не случайно, когда Французская академия признала его писательские заслуги и предложила войти в число своих «бессмертных» членов при условии, что он перестанет играть на сцене, драматург предпочел отказаться от этой чести, ибо театр был для него смыслом существования.

Французская академия наук, созданная кардиналом Ришелье (17 век)
Французская академия в Париже в наши дни

Смело закрученный сюжет, пространство для игры воображения и яркая комедийность позволили произведениям французского гения, шагнув через века, покорить зрителей многих стран и поколений. Мольер создал вечные и универсальные типажи: соблазнитель Дон Жуан («Дон Жуан, или Каменный гость»), скряга Гарпагон («Скупой, или Школа лжи»), лицемер Тартюф («Тартюф, или Обманщик»), тщеславный Журден («Мещанин во дворянстве»), хитрец Скапен («Плутни Скапена»), мнительный Арган («Мнимый больной»), кокетка Селимена («Мизантроп»)…

Мольер «Дон Жуан» (иллюстрация 19 века)
Основоположник русской актерской школы М.С. Щепкин (1788 — 1863) в образе Гарпагона («Скупой»)
Журден («Мещанин во дворянстве»)
Селимена и Альцест («Мизантроп»)
Гравюра к пьесе Мольера «Плутни Скапена»

Жан-Батист Мольер так высказался о своем кредо комедиографа: «Я нахожу, что гораздо легче распространяться о высоких чувствах …, нежели приглядеться поближе к смешным чертам в человеке и показать на сцене пороки общества так, чтобы это было занимательно … Портреты должны быть похожими, и если в них не узнают людей вашего времени, то цели вы не достигли».

Театр Жана-Батиста Мольера

Фарсовая основа мольеровских пьеса наделена философской глубиной. Это ясно почувствовал другой гений мировой литературы – немецкий поэт и драматург Иоганн Вольфганг Гёте: «Мольер настолько велик, что, перечитывая его, всякий раз только диву даешься. Он единственный в своем роде, его пьесы граничат с трагическим и полностью захватывают тебя…».

Классик немецкой литературы Иоганн Вольфганг Гёте (1749 — 1832)

Мольера можно назвать одним из самых живых классиков мировой литературы. 400-летний юбилей Мольера отмечают не только во Франции, но и во всем мире, в том числе в России, где драматурга знают и любят. Не в последнюю очередь благодаря талантливым переводам, созданным В.С. Лихачевым, М.Л. Лозинским, М.А. Донским.

ТРЕЙЛЕР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «МОЛЬЕР» (Франция, 2007 год). Режиссер ‒ Лоран Тирар.

КОМЕДИЯ ЖАНА БАТИСТА МОЛЬЕРА «ТАРТЮФ, ИЛИ ОБМАНЩИК»

Образцом «высокой комедии» Мольера может служить одна из самых известных пьес драматурга «Тартюф, или Обманщик» (1664). Религиозная организация «Общество Святых Даров» и парламент Франции потребовали запретить «Тартюфа» (главный герой имел церковный чин), потому что его образ оскорблял церковь. Мольеру даже угрожали расправой и грозились сжечь на костре.

Первое парижское издание комедии «Тартюф» Мольера (1669)

Но Жан-Батист оказался не из робкого десятка. Он направил королю Людовику XIV письмо, в котором пригрозил, что не будет больше писать, если нападки не прекратятся. Французский «Король-солнце» не мог рисковать: Мольер был его любимым комедиографом, труппе которого был предоставлен театр Пале-Рояль. Через несколько лет с комедии сняли запрет, заглавному герою вернули старое имя, но не род занятий. С тех пор спектакли по пьесе Мольера «Тартюф, или Обманщик» уже триста пятьдесят лет играют на сценах самых прославленных мировых театров, в том числе в России.

Мольер читает «Тартюфа» в Версале 12 мая 1664 (художник Николя А. Монсье)
«Тартюф» (гравюра 1892 года)

«Шельмец» Тартюф, прикинувшись праведником, проникает в дом богатого буржуа Оргона и полностью подчиняет себе хозяина и его мать, госпожу Пернель. Лжец настолько вошел в доверие, что Оргон хочет породниться с ним (отдать в жены дочь Марианну) и переписывает на Тартюфа свое имущество. Оргон порывает со всеми, кто решается сказать ему правду о Тартюфе, и даже изгоняет из дома своего сына. Жена Оргона, Эльмира, за которой давно настойчиво ухаживает Тартюф, берется разоблачить «бессовестные деяния» коварного мошенника…

К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ НА РЕПЕТИЦИИ СПЕКТАКЛЯ «ТАРТЮФ» ПО ПЬЕСЕ МОЛЬЕРА В 1938 ГОДУ (постановка вышла после смерти русского театрального режиссера и педагога).

КОМЕДИЯ «ТАРТЮФ» В ПОСТАНОВКЕ ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ (1968 год, режиссер Ю.П. Любимов).

СПЕКТАКЛЬ «LЁ ТАРТЮФ» В ТЕАТРЕ НА ТАГАНКЕ (2020 год; постановка Ю.В. Муравицкого).

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.