![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/jel-greko.-rycar-s-rukoj-na-grudi-1580.jpg)
Эль Греко (1541 — 07.04.1614) – великий испанский художник эпохи позднего Возрождения. Многие его картины, особенно из апостольского цикла, поражают уровнем мысли и фантастического мастерства. Имя этого загадочного художника занимает одно из ключевых мест в истории мировой живописи. Наряду с Диего Веласкесом, Эль Греко является одним из основных представителей испанского барокко.
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/avtoportret-diego-velaskesa-1599-1660.jpg)
Для неповторимого стиля творчества Эль Греко характерно объединение византийских традиций и западной школы живописи. Он был гением, заглянувшим в вечность, опередившим время и предвосхитившим художественные поиски мастеров конца XIX – начала XX века.
Доменикос Теотокопулос, известный всему миру как Эль Греко, появился на свет предположительно в 1541 году. Местом его рождения считается деревня Фоделе на острове Крит, который в ту эпоху принадлежал Венецианской республике. К первым учителям талантливого мальчика относят иконописца Михаила Дамаскина – представителя Критской иконописной школы.
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/dom-muzej-jel-greko-v-fodele.jpg)
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/ikonopisec-mihail-damaskin-1530-1531.jpg)
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/ikona-uspenie-bogomateri-1560-1567.jpg)
В 1567 году двадцатишестилетний Эль Греко переехал в Венецию. Там художника прозвали «греком» (еl Greco), избегая сложное для произношения греческое имя. Под этим именем он и вошел в историю мирового искусства. В ранних работах Эль Греко прослеживается влияние венецианской школы живописи (Якопо, Тициан, Тинторетто, Веронезе): насыщенный цвет, динамичные многофигурные композиции с контрастами света и тени. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос, исцеляющий слепого», «Благовещение», ««Изгнание торговцев из Храма», «Тайная вечеря», «Поклонение волхвов».
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/izgnanie-torgovcev-iz-hrama-1570.jpg)
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/blagoveshhenie-1570.jpg)
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/jel-greko.-tajnaja-vecherja-1.jpg)
Эль Греко занимался также портретной живописью, до наших времен сохранились такие картины как «Мальчик, раздувающий лучину», «Портрет Джулио Кловио», «Дама в мехах», «Портрет кардинала Фернандо Ниньо де Гевары».
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/malchik-razduvajushhij-luchinu-1570.jpg)
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/portret-dzhulio-klovio-1571-1572.jpg)
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/jel-greko.-dama-v-mehah-predpolozhitelno.jpg)
Первыми произведениями, относящимися к испанскому периоду, были картины, выполненные для церкви Санто-Доминго-эль-Антигуо в Толедо: «Вознесение Девы Марии», «Святая Троица», «Совлечение одежд с Христа», изображения Святого Иоанна Богослова и Святого Иоанна Крестителя.
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/svjataja-troica-1579.jpg)
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/snjatie-odezhd-s-hrista-ili-jespolio-1577-1579.jpg)
Эль Греко практически всю жизнь учился. Он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью, итальянским, испанским. Художник был владельцем одной из богатейших библиотек в древней испанской столице – городе Толедо, куда он со временем перебрался на постоянное место жительства.
Именно в Толедо сложился тот уникальный стиль Эль Греко, который явился плодом встречи искусства поствизантийской Греции, ренессансной Италии и барочной Испании. «Сочетание этих трех культур превратило его в столь оригинального мастера, что его нельзя причислить ни к одной из художественных школ. Он единственный в своем роде, необыкновенный по стилю и эмоциональной выразительности, – отмечал американский историк искусства XX века Гарольд Уэти.
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/svjatoe-semeistvo-1605.jpg)
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/pogrebenie-grafa-orgasa-1586-1588.jpg)
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/nesenie-kresta-1577-1587.jpg)
Толедо художник считал своей второй родиной и часто рисовал его. До наших дней дошла картина Эль Греко «Вид Толедо», которая сегодня хранится в Нью-Йоркском музее «Метрополитен». В своей знаменитой картине на первый план художник выдвинул разворачивающуюся драму между небом и землей – двумя могучими стихиями.
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/jele-greko.-vid-toledo-1600.jpg)
Огромное воздействие на Эль Греко оказал Микеланджело Буонаротти – один из гениев эпохи Ренессанса. Когда Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело уже не было в живых. Самая известная из поздних картин Эль Греко «Снятие пятой печати», или «Видение Святого Иоанна Богослова» (1608-1614), была создана под впечатлением фрески Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле в Ватикане.
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/jel-greko.-snjatie-pjatoj-pechati.jpg)
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/freska-mikeladzhelo-buonarotti-strashnyj-sud.png)
Одной из важнейших черт живописи Эль Греко является его глубокая внутренняя религиозность и понимание сути христианства. Через все творчество живописца центральной фигурой проходит образ Христа и его учеников. Особенно необыкновенна по эмоциональности и художественной выразительности незавершенная галерея образов святых «Апостоладос»: «Святой Апостол Андрей», «Святой Иоанн Богослов», «Слезы Святого Петра», «Святой Иоанн Креститель».
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/svjatoi-apostol-andrei-1610-1614.jpg)
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/svjatoi-ioann-bogoslov-1594-1604.jpg)
Самой известной из апостольской серии Эль Греко стала картина «Апостолы Петр и Павел», над созданием которой художник работал больше пяти лет. Мы явственно ощущаем внутреннее противостояние двух характеров – кроткого, сомневающегося Святого Петра и последовательного в своих суждениях, страстного проповедника Святого Павла. Его убежденность и сила духа подчеркнуты фронтальным расположением фигуры, красным цветом мантии, решительным жестом руки, опирающейся на книгу.
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/jel-greko.-apostoly-petr-i-pavel-1587-1592.jpg)
На полотнах Эль Греко часто встречаются странные, чарующие образы, далекие от классических канонов красоты. Для изображенных художником фигур характерны неестественно вытянутые пропорции рук и ног, высокие лбы, бездонные глаза, ассиметричные черты лица. Кажется, что они, подобные теням или колеблющимся языкам пламени, едва удерживаются на земле.
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/kajushhajasja-marija-magdalina-1577.jpg)
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/poklonenie-pastuhov-1612-1614-1.jpg)
Картины испанского художника отличает манера широкого, свободного мазка с использованием ярких вспышек чистого цвета, что придавало динамизм и экспрессию работам живописца. Эта техника мастера невероятно опережала свое время и вызывала часто непонимание даже у собратьев по кисти.
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/peta-1575.jpg)
Эль Греко умер 7 апреля 1614 года в возрасте семидесяти трех лет. Великий испанский художник православного греческого происхождения оставил после себя нетленные полотна, которые даже спустя четыре столетия поражают глубокой искренностью и во многом необъяснимым мировосприятием. Языком живописи Эль Греко повествовал о ценностях, выше которых нет ничего на свете: вере, любви, милосердии.
![](http://ino46.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/47/2021/12/jel-greko.-avtoportret-predpolozhitelno-1.jpg)
Трейлер художественного фильма «Эль Греко» (Греция — Испания — Венгрия, 2007)
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.