ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «НЕМЕЦКИЙ РЕФОРМАТОР ОБРАЗОВАНИЯ» (к 450-летию со дня рождения педагога-гуманиста Вольфганга Ратке)

«Основа всему – опыт и тщательное исследование» (Вольфганг Ратке).

Вольфганг Ратке (латинизированное имя Ратихий) ‒ немецкий ученый-педагог, реформатор школьного образования, один из основоположников дидактики. Термин «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что дословно переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Большинство правил обучения, сформулированных Ратке, близки к дидактическим правилам Яна Амоса Коменского, которые выдающийся чешский педагог-гуманист выдвинул и обосновал фактически одновременно с немецким ученым.

Чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670)

Ратихий (18.10.1571 ‒ 27.04.1635) родился в небольшом городке Вильстере (немецкая земля Шлезвиг-Гольштейн) в бюргерской лютеранской семье. После обучения в протестантской гимназии в Гамбурге он поступил в университет города Ростока, где изучал теологию, восточные языки и математику. Оставив должность священника, он стал заниматься педагогической деятельностью, давал частные уроки, изучал иностранные языки (известно, что Ратке в совершенстве владел десятью иноземными языками). Восемь лет он жил и работал в Амстердаме, где окончательно сложились разработанные им основы педагогической теории.

Церковь святого Варфоломея в Вильстере — родном городе В. Ратке
Амстердам в конце 16 в. (здесь В. Ратке сформулировал основные идеи педагогической теории)

В мае 1612 года Вольфганг Ратке обратился к съезду германских князей во Франкфурте с письмом (так называемый «Франкфуртский мемориал»), в котором изложил намерение реформой школы содействовать процветанию всего общества. В своем «Мемориале» он набросал примерную программу достижения национального, политического, религиозного и культурного объединения разрозненной Германии. В едином государстве должен быть общий язык (на основе верхненемецкого диалекта), единое правительство, единая церковь (на основе лютеранской). Всему этому должна была предшествовать широкая реформа образования во всех немецких княжествах.

Франкфурт в 1612 году

Ратке был сторонником природосообразного принципа воспитания согласно идеям античных мыслителей Демокрита, Платона, Аристотеля. Немецкий ученый трактовал природосообразность как дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному. Он был убежден, что разум ребенка при рождении подобен «чистой доске», которую взрослым следует заполнить в соответствии с целями воспитания. Процесс познания, по Ратке, состоит из двух ступеней ‒ восприятия предметов и явлений внешнего мира и их умственной переработки. Однако Ратке недооценивал роль активности самих учащихся в обучении: он считал возможным строить обучение в школе, в основном, в лекционной форме.

Ян Стен. Школьный учитель (1663)

Педагогические идеи немецкого дидакта выходили далеко за рамки простого школьного обучения. Они были направлены против монополии церкви и создавали принципиальные основы для придания школе во всех немецких княжествах единого национального характера. Ратке считал, что учителям должно быть обеспечено хорошее материальное и общественное положение, государство и родители должны заботиться о поддержании авторитета учителя. Немецкий ученый выступал за передачу школьного дела в руки государства.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ ВОЛЬФГАНГА РАТКЕ:

«В воспитании все должно быть не все сразу, ибо ничто так не затруднительно для нашего ума как постепенность и излишество сообщения знаний».

«Необходимо частое повторение, ибо повторение верно и прочнее отпечатывается в нашем уме».

«Более всего следует избегать всякого принуждения. Ученик должен не бояться, а уважать учителя».

«Ничего не учить исключительно на память, ибо учивший много наизусть утрачивает гибкость и остроумие ума».

«Во всем обучении должно быть единство. Сначала давать сам предмет, а затем толковать о нем, не сообщать правил, пока ученик не ознакомился с материалом».

Ян Стен. Школа для мальчиков и девочек (1670)

В своем наиболее известном труде «Всеобщее наставление» Ратке установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и содержание образования. Он предпринимал многочисленные попытки практического применения выработанных им новых педагогических принципов, стремился реализовать крупную реформу школьного образования в Германии в национальном масштабе. Деятельность Ратке даже в годы затяжной Тридцатилетней войны в Европе вызвала заметный резонанс. Позже в течение нескольких столетий дидактическая теория немецкого ученого неоднократно оказывалась в центре внимания историков педагогики и лингвистики.

Народная школа в Германии в начале 17 века

Выдающийся немецкий педагог-дидакт Вольфганг Ратке последние годы жизни провел в Тюрингии. Он умер 27 апреля 1635 года в Эрфурте. Ратихий никогда не претендовал на значимость своей педагогической теории, реализации которой он посвятил всю свою жизнь, в качестве истины в последней инстанции. В последних строках своего знаменитого «Франкфуртского мемориала» он писал:

«Как ясно и старым, и молодым, не все люди и не каждое сословие могут одинаково легко принять мое мнение, которое я излагаю по совести… В этом деле мне срочно нужны по моему усмотрению надежные ученые люди, исповедующие истинную религию и хорошо владеющие немецким языком, чтобы изложить наиболее важные пункты по возможности более удобными и ясными словами … Да будет угодно всемогущему Богу позволить осуществить хорошо начатый добрый труд во славу имени Его, ради чести и хвалы всего христианского мира, во благо нашей милой Родины».

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.