РАНДЕВУ С КЛАССИКОМ «ЭПОХА ЗАКОНЧИЛАСЬ» (к 125-летию со дня рождения американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда)

«Ты или охотник, или дичь, или действуешь, или устало плетешься сзади» (Ф.С. Фицджеральд).

Фрэнсис Скотт Ки Фицджеральд  (24.09.1896 — 21.12.1940) — американский писатель, крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе, известный своими романами и рассказами об американской «эпохе джаза» 1920-х годов.  Термин «эпоха джаза» или «век джаза» был придуман самим Фицджеральдом и обозначал период истории Америки с момента окончания Первой мировой войны до Великой депресси 1930-х годов.

Современниками Фицджеральда были Теодор Драйзер и Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй и Шервуд Андерсон, Карл Сэндберг и Томас Вульф. В этой блестящей плеяде, усилиями которой американская литература в 20-е — 30-е годы двадцатого столетия превратились в одну из крупнейших литератур мира, Фицджеральду принадлежит яркая роль. Писатель первым заговорил от лица поколения, вступавшего в жизнь после глобальной катастрофы мировой войны. В творчестве Фицджеральда ощутимы острые социально-критические тенденции, его неприятие современной американской цивилизации, предавшей духовно-нравственные идеалы ради бизнеса и успеха.

Писатели потерянного поколения в Америке 20-годов 20 века
Эрнест Хемингуэй и Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Духовное формирование современного писателю поколения протекало в годы войны, хотя в Америке лишь немногие близко соприкоснулись с ней. И все же война оказала глубокое влияние на общественное сознание страны. Как всегда необычайно точный в определении исторических перемен, Фицджеральд писал в очерке «Мое поколение»: «Мы родились для власти и жгучего национализма».

В 1920 году был опубликован первый роман 23-летнего Ф.С. Фицджеральда «По эту сторону рая», который он написал в военном лагере. В одной из рецензий об авторе говорилось как о «наиболее независимом, дерзком и вызывающем явлении в американской литературе с тех пор, как в нее вошел Драйзер. Успех романа совпал со счастливой полосой в личной жизни молодого писателя: он сочетался браком с Зельдой Сейр, которая сыграла весьма неоднозначную роль в его судьбе. «Иногда я не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов»,- говорил Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

В романе «По эту сторону рая» отозвались настроения молодых людей, ровесников века, ощутивших на исходе Первой мировой войны крушение традиционных ценностей, непрочность нравственных устоев, кризис устоявшегося уклада. Люди поколения  Фицджеральда внешне были живым олицетворением американского успеха: сплав таланта, удачи, богатства, молодости и красоты. Они пытались преодолеть свою неприкаянность, забыться в призрачном мираже удовольствий. Фицджеральд первым очень точно уловил настроения тех, кого позднее стали называть «потерянным поколением».

«Золотая» американская молодежь 20-х годов прошлого столетия

В 1922 году выходит второй роман Ф.С. Фицджеральда «Прекрасные и проклятые», который упрочил его писательскую славу. В центре произведения — Энтони Пэч, молодой человек, живущий в ожидании миллионного наследства от своего дедушки — ханжи и тирана. «Я не сдался, я победил», — гордо заявляет герой романа, когда он взял верх над теми, кто пытался лишить его наследства». Самим заголовком романа автор дает понять: богатство имеет свою оборотную сторону, за него приходится расплачиваться душевной чистотой. Этот мотив станет ведущим в его творчестве.

Наряду с романами Фицджеральд публикует в массовых журналах сборники новелл «Эмансипированные и глубокомысленные», «Рассказы века джаза» (в другом переводе «Сказки века джаза»), «Все эти печальные молодые люди», «Сигналы побудки», за которые автору платили высокие гонорары. В этих произведениях писатель дал беспристрастный анализ «самой дорогостоящей оргии в истории», как назвал Ф.С. Фицджеральд десятилетие, завершившееся великим кризисом 1929 года.

Как никто другой, Фицджеральд остро ощущал давление атмосферы воинственной бездуховности, враждебности искусству и подлинной красоте. Об этом красноречиво сказал в своей нобелевской речи  «Страх американцев перед литературой» Синклер Льюис», характеризуя положение американского художника: «…Он несет бремя потяжелее бедности — сознание ненужности своих произведений, сознание, что читатели хотят видеть в нем только утешителя или шута …, который ничего не значит в стране, где строятся восьмидесятиэтажные здания, производятся миллионы автомобилей и миллиарды бушелей зерна».

Чикаго в конце 20-х годов

Наибольшую известность Ф.С. Фицджеральду принёс роман «Великий Гэтсби», опубликованный в 1925 году. В книге описывается время «сухого закона» и гангстерских разборок, ярких огней и шикарных вечеринок. Молодые «новые американцы» уверены, что достигнув вершин власти и богатства, они обретут и личное счастье. Но для влиятельного Джея Гэтсби воплощение американской мечты обернулось настоящей трагедией, тотальным крушением личности.

Дерзкие и скандальные выходки в обществе были особенностью не только персонажей «Великого Гэтсби», но и самого писателя, который был ярким представителем этого своего социума. Фицджеральд на постоянной основе публиковал рассказы в престижных «глянцевых» журналах. Он получал высокие гонорары, что позволило ему с женой вести роскошный образ жизни. Но популярность Фицджеральда как писателя стремительно падала: в нем все чаще видели только автора посредственных рассказов и персонажа светских хроник.

Семья Фрэнсиса Фицджеральда

Фрэнсис Скотт Фицджеральд умер в Голливуде 21 декабря 1940 года от сердечного приступа, в бедности и забвении. Ему было всего сорок четыре года. На могиле одного из ярких представителей «потерянного поколения» Америки выбиты последние слова главного героя романа «Великий Гэтсби»: «Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое».

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА БЕЛЕНКО М.А.