ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЛЕРЕЯ «В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ» (к 150-летию со дня рождения французского писателя Марселя Пруста)

Французский прозаик Валентин Луи Жорж Эжен Марсель Пруст (10.07.1871 — 18.11.1922) — лауреат Нобелевской премии по литературе, один из самых противоречивых писателей XX столетия. Его главное произведение «В поисках утраченного времени», составленное из нескольких отдельных романов, до сих пор вызывает споры любителей литературы и критиков. Сын известного врача и дочери крупного финансиста по праву считается наиболее ярким представителем течения модернизма во французской литературе.

В своем творчестве Марсель Пруст соединял настоящие и минувшие события в единую цельную картину. Изысканный и причудливый мир прустовской прозы воссоздает непредсказуемый путь человека в глубины своей внутренней вселенной. Писатель заложил основу нового типа романа – романа «потока сознания».

После окончания лицея и военной службы Пруст всерьез рассматривал самые разные возможности будущей карьеры — от чиновника Счетной палаты до директора музея Версаля. В итоге он поступил в Сорбонну, стал лиценциатом права и философии, затем два года проучился в Школе политических наук.

Марсель Пруст в студенческие годы

Всемирная известность к нему пришла за объемное произведение «В поисках утраченного времени». Это серия из семи книг, которые сложно воспринимать в отрыве друг от друга. Обладавший замечательным литературным слогом и оригинальным мышлением, Пруст несколько раз пытался объединить их в форме крупного произведения.

К моменту начала работы над романом «В поисках потерянного времени» Марсель Пруст был автором сборника рассказов и стихов «Утехи и дни», неоконченного романа «Жан Сантей», двух комментированных переводов книг английского историка искусств Джона Рёскина, множества статей в газетах и журналах. Финансовое положение родителей, вместе с которыми жил Пруст, избавляло его от необходимости искать заработок. После их смерти он получил значительное наследство. Все его ранние тексты были изданы за счет средств автора, как и первый том «Поисков».

Первая книга из цикла «В поисках утраченного времени»

Над своим главным произведением «В поисках утраченного времени» Пруст начал работать в 1907 году, и сначала цикл романов из трех книг в черновом варианте назывался «Перебои сердца». Позднее Пруст вернется к работе и будет редактировать теперь уже семь книг, вплоть до самой смерти. В своем последнем варианте «В поисках утраченного времени» – это огромное произведение, содержащее около 3200 страниц, на которых появляется более двух тысяч персонажей.

«Беглянка» («Исчезнувшая Альбертина») — шестая книга из цикла «В поисках утраченного времени»

При этом не менее важными персонажами его романа становятся не люди, а вещи, в которых отпечаталось что-то важное из внутренней жизни автора. Эти вещи становятся лейтмотивами, вплетенными в ткань произведения: пирожное Мадлен, вкус липового чая, накрахмаленная салфетка, мартенвильские колокола, камни мостовой, радуга в фонтане и другие. Вещи буквально связывают невидимыми символическими узами мир главного героя. И для этого автор задействует все известные ему красоты стиля. В каком-то смысле, читая Пруста, читатель знакомится не с одним автором и не с одним произведением, а со всей предшествующей литературной традицией. Как минимум, наилучшими образцами французской словесности.

Третья книга из цикла «В поисках утраченного времени»

Роман М. Пруста «В поисках утраченного времени» –  это классика литературы модерна, ее ярчайшая звезда, ее титаническое воплощение. За этот романический цикл Марсель Пруст получил Нобелевскую премию по литературе. Одна из первых книг цикла «Под сенью девушек в цвету» в декабре 1919 года была удостоена Гонкуровской премии. 

В последней книге цикла («Обретенное время»), Пруст предлагает гораздо более сложный образ отношений времени и человеческого сознания. Как замечает литературный критик Лев Пумпянский, к концу романа «герой начинает понимать, что жизнь – не линия, идущая вперед, а растущая вверх пирамида нагроможденных лет», и он, дрожа, стоит на вершине этой колоссальной пирамиды.

«Обретенное время» (последняя книга из цикла «В поисках утраченного времени»)

«В поисках утраченного времени» – это образец жертвы, совершенной художником ради своего замысла и, одновременно, яркий пример парадокса в отношениях автора и его творчества. Чтобы написать свое произведение, Пруст добровольно становится затворником, – он буквально поселится в комнатке, обитой пробковым дубом, и последние десять лет своей жизни целиком посвятит написанию романа.

Когда стиль Пруста, хваля за детальность и точность, сравнивали с трудом ученого, изучающего жизнь под микроскопом, его всегда это возмущало. Позже он напишет, что пользовался не «микроскопом» в своей работе, а наоборот «телескопом»: «для того, чтобы обнаружить вещи действительно мелкие, но лишь потому, что они расположены на огромной дистанции, и представляют собой каждая целый мир». 

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - prust.-pisma.jpg

В самую первую очередь роман Пруста – это путешествие вглубь себя, в чертоги воспоминаний, через которые открываются черты эпохи. «В поисках утраченного времени» создан для медленного прочтения: проза автора сконцентрирована не на происходящих событиях, а на самом способе или манере наблюдать эти события.

Понять Пруста нелегко. В своем романе французский писатель стремится обратиться к общечеловеческим мыслям и чувствам. Задолго до того, как автор завершил свою первую книгу, им был создан так называемый «опросник Пруста», который он заполнял в возрасте 14 и 20 лет, получивший широкую известность среди читателей. В опроснике сказано, что пороком, к которому М. Пруст чувствует наибольшее снисхождение, является «частная жизнь гениев», снисхождение к «слабостям гениальных и тонких натур».

18 ноября 1922 года Марсель Пруст скончался в возрасте пятидесяти одного года от последствий воспаления легких. Писатель похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА БЕЛЕНКО М.А.