ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ «ГЕНИЙ РУССКОЙ БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ» (к 165-летию со дня рождения художника Франца Рубо)

ФРАНЦ АЛЕКСЕЕВИЧ РУБО (17 июня 1856 года ‒ 13 марта 1928) – русский художник, выдающийся мастер батальной и панорамной живописи, создатель около двухсот монументальных полотен, профессор Петербургской и Баварской академий художеств. Творчество Франца Рубо – яркий пример художественного осмысления героической военной истории России.

Ф. Рубо родился в 1856 году в Одессе в многодетной семье французского книготорговца с немецкими корнями, который принял российское подданство. Его родители эмигрировали в Одессу из портового города Марселя.

Одесса, улица Дерибасовская (вторая половина 19 века)

Будущий всемирно известный художник-баталист учился в Одесской художественной школе и Мюнхенской академии художеств. В период учебы Франц Рубо каждое лето уезжал в Россию, на Украину, Кавказ и в Среднюю Азию, делая там многочисленные этюды с натуры. В эти годы были написаны картины «Атака запорожцев в степи», «Кавказец-кавалерист» и ещё целая галерея работ, которые показали, что в России появился талантливый художник-баталист.

Ф. Рубо «Атака запорожцев в степи»
Ф. Рубо «Кавказец-кавалерист»
Ф. Рубо «Казаки у горной реки»
Ф. Рубо «Живой мост»

В 1886 году Ф.А. Рубо получил императорский заказ на написание девятнадцати картин для тифлисского «Храма Славы» для увековечивания памяти о кровопролитных войнах России на Кавказе, в Турции, Иране и Средней Азии. Живописный цикл, над которым художник работал в течение семи лет, охватил почти полуторавековой период – от «Вступления войск Петра I в Тарки 13 июня 1722 года» до «Сражения на реке Кушке 18 марта 1855 года».

Ф. Рубо «Вступления войск Петра I в Тарки 13 июня 1722 года»
Ф. Рубо «Сражения на реке Кушке 18 марта 1855 года»
Ф. Рубо «Штурм аула Гимры»

В число этих картин вошла также грандиозная панорама «Штурм аула Ахульго 22 августа 1839 года», впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. До наших дней сохранились лишь отдельные фрагменты панорамы, которые находятся в краеведческом музее Махачкалы. За это произведение Баварская академия художеств присвоила Францу Рубо почетное звание профессора. После демонстрации в Париже панорамы о сражении русской армии с предводителем кавказских горцев Шамилем живописцу была вручена высшая награда Франции – орден Почетного легиона.

Ф. Рубо «Штурм аула Ахульго 22 августа 1839 года»

Чувства триумфа и трагедии предопределили работу Рубо над панорамами – композициями с масштабным цилиндрическим изображением, которое охватывает зрителя со всех сторон и расположено в специальном помещении. Рубо практически явился создателем этого вида искусства в России. Художнику удалось с динамическим драматизмом и впечатляющей выразительностью деталей показать беспощадную жестокость битв и героическую храбрость не только русских солдат, но и их отчаянно сопротивлявшихся противников.  

Ф. Рубо «Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет»
Ф. Рубо «Штурм крепости Геок-Тепе 12 января 1881 года»

С 1901 Франц Рубо работал над значительно более масштабной диорамой «Оборона Севастополя в 1854–1855 годах», избрав для изображения день 6 июня 1855, когда был отражен штурм Малахова кургана англичанами и их союзниками в ходе Крымской войны. Это произведение стало настоящей энциклопедией воинской жизни того времени.

Ф. Рубо. Фрагмент диорамы «Оборона Севастополя»
Ф. Рубо. «Фрагмент диорамы Оборона Севастополя»

С 1903 года Рубо исполнял должность профессора батальной мастерской Петербургской академии художеств. Среди его учеников был основоположник советской батальной живописи Митрофан Греков, в честь которого названо Одесское художественное училище.

Митрофан Борисович Греков (1882-1934)

К 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II в рекордно короткие сроки Франц Рубо написал знаменитую панораму «Бородинская битва». При создании панорамы с ним сотрудничал Григорий Мясоедов, один из отцов-основателей товарищества русских художников-передвижников. Работа над «Бородинской битвой» шла при участии Бориса Колюбакина, русского генерал-лейтенанта и военного историка. Также Францу Рубо помогали  пять немецких художников.

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911)
Борис Михайлович Колюбакин (1853-1924)

Все три плана «Бородинской битвы» – от передних фигур и предметов до светлых далей, подернутых дымкой от пальбы – в совокупности составляют эпическое зрелище, сочетающее героический пафос с детальным документализмом. Первоначально панорама была открыта в 1912 году в специально построенном павильоне на Чистых Прудах в Москве. В годы Гражданской войны панорама была демонтирована и после длительной реставрации вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте.

Ф. Рубо. Фрагмент панорамы «Бородинская битва»
Ф. Рубо. Фрагмент панорамы «Бородинская битва«
Ф. Рубо. Фрагмент панорамы «Бородинская битва»

В 1912 году Франц Рубо окончательно обосновался в Германии. Не имея в последние годы значительных заказов, всемирно известный мастер жил в забвении и бедности. Из-за военных и революционных событий рубежа XIX-XX веков многие работы художника были безвозвратно утрачены ещё при его жизни. Франц Алексеевич Рубо скончался 13 марта 1928 года в Мюнхене в возрасте семидесяти одного года. Француз немецкого происхождения был поистине русским художником-патриотом, пропагандистом отечественной батальной живописи.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л. А.