ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ДАЙДЖЕСТ «ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО В НОВОЙ ГАРМОНИИ» (к 250-летию со дня рождения английского мыслителя и педагога Роберта Оуэна)

«ЦЕЛЬ ВСЕХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ УСИЛИЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ДОСТИЖЕНИИ СЧАСТЬЯ. ОДНАКО СЧАСТЬЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОСТИГНУТО …,  ПОКА ВСЕ ЛЮДИ НЕ БУДУТ НАСЛАЖДАТЬСЯ ХОРОШИМ ЗДОРОВЬЕМ И НЕ ПРИОБРЕТУТ ПОДЛИННЫХ ЗНАНИЙ И БОГАТСТВА» (РОБЕРТ ОУЭН).

Роберт Оуэн (Robert Owen, 14.05.1771 — 17.11.858) — английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века. Сын мелкого лавочника родился 14 мая 1771 года в маленьком городке Ньютаун (Уэльс). В 1799 году Роберт Оуэн приобрел фабрику, на которой работало около двух тысяч человек. Условия работы на фабрике были довольно тяжелые: рабочим приходилось проводить большую часть времени в темных помещениях, а платили им ничтожно мало. Оуэн активно взялся за модернизацию производства. Он активно боролся с пьянством, организовал школу для детей, запрещал труд малолетних. В 1818 году Роберт Оуэн совершил поездку по Европе. Возвратившись, он создал влиятельный общественный комитет по созданию экспериментальной общины и проведению широких социальных реформ.

В консервативной Англии Оуэн не нашел никакого содействия в воплощении в жизнь своих прогрессивных идей. В 1824 году он отправился в Соединенные Штаты Америки, чтобы «… посмотреть новые всходы на плодородной земле, которые станут колыбелью будущей свободы человечества». 27 апреля 1825 года английский социалист-утопист Роберт Оуэн основал в штате Индиана колонию, которую назвал Новой Гармонией.

Фабрика Роберта Оуэна в Нью-Ланарке

Все члены колонии имели общую собственность. Земля была приобретена у религиозных сектантов и была уже всем обустроена, – на ней были обжитые дома, все удобства, распаханные поля, фруктовые сады, виноградники. Жителям нового идеального общества было предложено все для достойного проживания. На призыв Оуэна откликнулись примерно тысяча человек: ученые, учителя, любопытствующие, филантропы. Немало было среди колонистов и тех, хотел жить за чужой счет. Так и появилась знаменитая колония-утопия «Новая Гармония», вдохновителем и организатором которой стал Роберт Оуэн.

Окрестности коммуны Новая Гармония

Все члены колонии имели одинаковую пищу, одежду, жилище, получали одни и те же выгоды. Первоначальная конституция общины предусматривала, что каждый будет получать «по труду».

Оуэн считал, что фабричная система открыла возможность движения в направлении гармоничного человеческого общества. Из коллективного производства, возникшего в современную ему эпоху, логически вытекает и коллективное владение. Если все на современном предприятии и так вместе работают, то почему задачи управления этой работой нужно доверять узкой элите.

Оуэн пропагандировал полную демократию, ненасилие, а единственным возможным наказанием считал изгнание из общины. В ней не должно было быть правящей элиты, никакой регламентации – все должно было быть выстроено на гуманистических принципах, на добровольности. Община не была и не должна была стать государством.

Оуэн отказывался от идеи разделения труда, считая, что этот инструмент представляет из себя лишь проявление бедности и умственного бессилия. Индивидуумы, конкурируя друг с другом, разрушают друг друга, и в этой системе существуют лишь как пассивные инструменты. Отказывался он от специализации труда – человек должен был быть многосторонне развит. Член общины должен выполнять черную и творческую работу, вместе со всеми участвовать в материальном производстве, духовных поисках и развитии культуры.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - image-slider-wide-production-1861-2.ashx

В феврале 1826 года по предложению Оуэна была принята конституция «Общины совершенного равенства», которая содержала в себе коммунистические принципы. «Будет общность собственности относительно… предметов, известных под именем капитала в самом обширном значении слова, т. е. всего того, что не предназначается для непосредственного потребления» — говорилось в ней.
Колонисты должны были получать одинаково, трудиться также – на благо коллективной собственности. Отменялось разделение труда окончательно. Каждый был обязан помогать другому. И, поначалу, эта конституция пришлась по вкусу колонистам.

Но вскоре стало ясно, что не все члены «Новой Гармонии» с радушием отнеслись к таким затеям. Люди, привыкшие к интеллектуальному труду, отказывались заниматься физической работой. К тому же труд был делом «добровольным» — а лентяев в колонии нашлось предостаточно. Никаких методов принуждения к труду не было. Вскоре у большинства начало формироваться мнение: «если он не работает — почему должен работать я?». Люди, глядя на своих нетрудолюбивых товарищей, теряли мотивацию к общественно-полезному труду.

В 1827 году «Новая Гармония» раскололась. Интеллигенты и наиболее состоятельные члены общины выделились в отдельную общину, а оставшиеся колонисты так и не смогли наладить дела. В 1828 году Оуэн уехал в Англию, сохранив только пятую часть своего состояния. Новая Гармония прекратила существование.

Памятный знак на месте создания коммуны Новая Гармония — общества всеобщего труда и счастья

После 1834 года Оуэн не играл большой роли в общественной жизни, хотя продолжал много писать, издавал журналы и неутомимо проповедовал свои взгляды. Его последователи образовали узкую секту, нередко выступавшую с довольно реакционных позиций. В последние годы жизни английский философ увлёкся спиритизмом, стал склонен к мистике. Но он сохранил обаяние доброты, которое отметил Герцен. Всю жизнь он очень любил детей. Взгляды Оуэна на воспитание сохраняют значение и в наше время.

17 ноября 1858 года Роберт Оуэн скончался в родном городе Ньютаун в возрасте восьмидесяти семи лет.

Исследователь жизни Роберта Оуэна В. Подмарков так подвел итог этой попытке построить коммунизм в отдельно взятой ферме: «Новую Гармонию погубили не орды завоевателей и не специфические конкурентные законы капиталистического строя (видимо, они попросту не успели сработать), а эгоизм, зависть, алчность и озлобление ее членов, большинство которых стремилось именно к тому, чтобы преодолеть эти явления».

Сам же Оуэн считал, что причиной неудачи эксперимента стала моральная неподготовленность участников: «практика показала невозможность поспешного образования коммун из крайне несовершенного человеческого материала».

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА БЕЛЕНКО М.А.