ВСТРЕЧА С ПРЕКРАСНЫМ «ГЕНИЙ РИСУНКА И ГРАВЮРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ» (к 550-летию со дня рождения немецкого художника Альбрехта Дюрера)

«К ТОМУ И СЛУЖАТ ИСКУССТВА, ЧТОБЫ ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА» (А. Дюрер).

21 мая 1471 года в немецком городе Нюрнберге родился Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) – гениальный художник и теоретик искусства эпохи Возрождения. Живопись, гравюра и рисунок стали основными направлениями его деятельности. Мастер также увлекался изучением геометрии и астрономии, философии и градостроительства. Объем разнопланового наследия, оставленного Альбрехтом Дюрером, сопоставим с творчеством итальянского гения Леонардо да Винчи.

Немецкий живописец был третьим ребенком из восемнадцати детей ювелира венгерского происхождения Альбрехта Дюрера-старшего и Барбары Хольпер. К 1542 году в живых остались только трое братьев: Альбрехт, Эндрес и Ханс. Юный Альбрехт посещал латинскую школу, но главным местом его учения стала отцовская мастерская, где талантливый мальчик приобрел первые навыки рисования и техники обработки металлов.

А. Дюрер «Нюрнберг» (1494)

На склоне лет Альбрехт Дюрер-младший писал в своих дневниках об отце: «Он провел свою жизнь в великом старании и тяжком труде. Он всё добывал своими руками… Отец был чистой души человеком, терпеливым и достойным, доброжелательным к каждому».

О своей любимой матери художник оставил следующие строки: «Моя благочестивая мать … часто болела тяжелыми и страшными болезнями; и она прошла  через большую бедность, испытала насмешки, пренебрежение, … но она не стала мстительной». Самый известный портрет матери был написан Дюрером незадолго до ее смерти. Беспощадно правдивый образ пожилой женщины несравненно выразительнее молодого и пышущего здоровьем облика. Лицо матери ниспадающими линиями окаймляет вдовий платок, она силится удержать голову напряжением бровей, глаз, страдальчески наморщенного лба и сомкнутых губ. Портрет преисполнен непримиримым противоборством жизни и смерти.

Наиболее известный из сохранившихся первых рисунков юного Дюрера — «Автопортрет» (1484). В правом углу рисунка сохранилась собственноручная надпись тринадцатилетнего художника: «Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер».

Дюрер-старший заключил контракт с нюрнбергским художником Михаэлем Вольгемутом и отдал в ученичество своего сына сроком на три года. В мастерской Вольгемута юноша воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения. Спустя много лет, будучи знаменитым мастером, Дюрер написал картину «Портрет художника Михаэля Вольгемута» (1516).

Немецкий художник Михаэль Вольгемут (1434 — 1519)

С 1490 по 1494 годы Альбрехт путешествовал по Европе, обогащая знания и набираясь опыта. Особенно сильное влияние на многие его работы оказало итальянское искусство живописи – Джорджоне, Леонардо да Винчи, Мантеньи, Беллини. Много раз уезжал он в чужие страны, много повидал на своем веку городов, о которых вспоминал потом с восхищением. Но все же любовь к Нюрнбергу заставила его предпочесть жизнь в среднем достатке на родине почету и богатству на чужбине.

Автопортрет Леонардо да Винчи (1452 — 1519)

Альбрехт Дюрер работал углем, карандашом, тростниковым пером, акварелью и серебряным штифтом, ставя во главу угла рисунок как этап создания композиции. Большую роль в творчестве немецкого художника играла религиозная тематика, что соответствовало тенденциям в искусстве той эпохи.

А. Дюрер «Оплакивание Христа» (1494 — 1497)

Воздействие на Дюрера гуманистических учений проявилось в стремлении к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению природы: «Домик у пруда», «Заяц», «Куст травы».

А. Дюрер «Куст травы» (1503)
А. Дюрер «Заяц» (1502)

Настроения предреформационной эпохи в Европе и Германии, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1496 – 1498). Пятнадцать листов иллюстрируют последнюю книгу Нового Завета – «Откровение Иоанна Богослова». Данный цикл отличают точность в передаче библейского слова и неисчерпаемая фантазия самого мастера, вдохновленного мистическими строками Откровения. Самыми известными произведением из этой серии являются драматичные листы «Четыре всадника Апокалипсиса», «Битва Святого Михаила с драконом», «Трубящие ангелы».

А. Дюрер. Четыре Всадника Апокалипсиса (1498)

Второе путешествие в Италию (1505 – 1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений, пропорций обнаженного человеческого тела: «Праздник четок», «Портрет молодой женщины», «Адам и Ева».

А. Дюрер «Праздник четок» (1506)
А. Дюрер «Адам и Ева» (1507)

После того как к Дюреру пришли слава и признание, у него появились не только подражатели, но и талантливые копиисты, что говорит об огромном признании мастерства художника. Альбрехт Дюрер первым в истории германской живописи начал писать автопортреты. Живописец изображает себя строго фронтально – так рисовали только святых. Прозрачным «взглядом в вечность», красотой всего своего облика и жестом руки, подобным жесту благословения, он сознательно уподобляет себя Христу. Дюрер был уверен, что уподобиться Христу для верующего – не только жизненное задание, но и долг. «Из-за христианской веры мы должны подвергаться обидам и опасностям», – говорил он. Картина написана около 1500 года, когда человечество в очередной раз ожидало конца света.

А. Дюрер в возрасте 28 лет (автопортрет, около 1500)

Для графического языка Дюрера характерны тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложная философская подоснова содержания. Особенно известны три «мастерские гравюры» на меди 1513 – 1514 годов: «Всадник, Смерть и Дьявол» – образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы; «Меланхолия» – воплощение внутреннего конфликта творческого духа человека; «Святой Иероним в келье» – прославление гуманистической исследовательской мысли.

А. Дюрер «Меланхолия» (1514)

Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, дружил с виднейшими гуманистами Европы. В серии портретов людей своего времени Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием ценности собственной личности, заряженного духовной энергией и практической целеустремленностью.

А. Дюрер «Портрет молодого человека» (1521)
А. Дюрер «Портрет венецианки» (1505)

Наряду с разными видами изобразительного искусства в круг интересов художника входили также теоретические проблемы – о принципах линейной перспективы, возведении военных крепостей, пропорциях человеческой фигуры. Дюрер воплотил в себе характерный для эпохи Возрождения тип художника-ученого, ранее неизвестного в Германии.

В 1526 году художник преподнес в дар городу Нюрнбергу свой шедевр – две картины «Апостолы», в которых отражен религиозно-духовный опыт эпохи Реформации. В картине воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, в борьбе за справедливость и истину.

А. Дюрер. Диптих «Апостолы»

Последние годы жизни Дюрера мучили жестокие приступы малярии. 6 апреля 1528 года великий немецкий художник-гуманист скончался в Нюрнберге. В родном городе живописца 21 мая 1840 года  был торжественно открыт памятник в его честь.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА КАШТАНОВА Л.А.